Фото: Omar Marques/Getty Images
После начала боевых действий большинство беженцев из Украины осело в соседней Польше. Пока взрослые активно искали жилье и работу, детей отправляли в местные школы. И если в конце прошлого года большинство вновь прибывших детей учились в интеграционных классах, с сентября их уже распределили по польским.
В разных воеводствах Польши свои нюансы обучения. Но многое — общее для всей страны. Чем украинцев удивила польская школа? Об том KP.UA рассказали Марина из Познани, Ирина из Варшавы и Елена из Кельца.
«Домашка» в режиме «лайт»
— Для меня главное отличие польской школы от украинской — меньше нагрузки. Особенно это касается младших классов. Уроки у малышей проходят в игровой форме, детей не нагружают кучей заданий.
Большой плюс местных школ — минимальная «домашка». Думаю, благодаря этому у детей не возникает отвращения к школе, — делится впечатлениями от польской школы Марина из Познани.
У первоклашек нет деления на предметы. Есть один предмет, объединяющий разные дисциплины, — такая форма обучения призвана дать детям базовые знания о мире. Чаще всего малышей привлекают к выполнению какого-либо проекта в группах.
— Иногда пластику (ИЗО) и технику (труд) задают домой, если на уроке дети что-то не успевают. По польскому чаще дают читать книги, — рассказала Марина.
Дополнительный польский для иностранцев
Для иностранных учеников школа предоставляет дополнительные занятия по польскому языку — 2-3 раза в неделю. Задания на таких уроках простые — чаще это слова уровня А1-А2. Разница в уровне преподавания языка для иностранцев и обычным уроком польского языка огромна. Поэтому, чтобы угнаться за классом (в том числе читать и понимать полноценные книги), занятий должно быть немало.
Продленка — с 6.30
Как и в школах Украины, в Польше есть продленка. Однако работает она с 6.30 (специально для родителей, которым на работе нужно быть рано) и до 17.00.
Религия либо Этика
— В польских школах два раза в неделю преподают факультативный предмет — религию. У нас ее читает ксендз из ближайшего костела. В Великий пост, на самые главные мессы, детей водят в церковь. Для таких походов отменяют даже уроки, — рассказала Елена.
Подобная практика распространена по всей Польше. Даже в маленьких городах очень много костелов — на мессах яблоку негде упасть.
— Не хотите религию — выбирайте этику, — сказала нам завуч в начале учебного года. Несмотря на то что большинство детей выбирают религию, мы остановились на этике: все-таки мы не католики.
На уроке дети обсуждают семейные традиции, толерантность, доброту и другие общечеловеческие темы. Думаю, никому не помешает. К тому же дополнительная практика польского, — считает Елена.
Вера для поляков – вещь важная, поэтому ни ксендзом, ни монахиней в школах никого не удивишь. Фото: Omar Marques/Getty Images
Дресс-код — отсутствует
— Первое время ребенок ходил в школу так, как мы привыкли в Украине — соблюдая деловой стиль. После спросил: зачем я так хожу? Все одеваются как хотят… С тех пор его сложно заставить надеть что-то, кроме спортивок, — отмечает Елена.
— Мой сын ходит в школу в спортивных штанах: ему так удобно. Племянник больше любит брюки, — говорит Ирина.
Кстати, на день святого Патрика все приходили в зеленом, во всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, в знак поддержки людей с этим диагнозом, — в синем. Был и пижамный день. За «подобающий» внешний вид ставили дополнительные баллы по поведению.
Школьная дружба и ссоры по-польски
— Что касается взаимоотношений детей, у нас школа небольшая, рядом частный сектор, где все друг друга знают — как в большой деревне. Учитель следит, чтобы в классе не было разногласий, все друг с другом дружили, — говорит Марина. — Единственная сложность — на переменах запрещают разговаривать на украинском и русском: учителя объясняют это тем, что дети должны адаптироваться.
Кстати, про адаптацию. Первое время мы были в адаптационном классе, потом перешли в обычный польский. Надо сказать, со своими возникало больше конфликтов, чем в польском классе. Лично я никому не рекомендую отдавать ребенка в адаптационный класс, особенно разновозрастной, — поделилась своим опытом Марина.
— Когда мы только пришли в польскую школу, ребенку бросилось в глаза то, что здесь нет буллинга — и это впервые (в предыдущих трех школах было иначе). Однако со временем выяснилось: группа девочек любит задираться и бегает жаловаться учителям на новеньких по поводу и без. Кто первый наябедничал — тот и прав.
С мальчиками 10-12 лет проблем немного. Но если между ребятами случится драка, снимут баллы за поведение с обоих, кто бы ни начинал. Если драчунов заметили старшие — их отведут к психологу. Там рассказывают, что в случае нападения нельзя отвечать — надо говорить о проблеме учителям.
— Забавно, что мой ребенок больше всего подружился с мальчиком, с которым в прошлом подрался. Теперь дети общаются друг с другом… на английском. Видимо, наш польский звучит для местных слишком дико, — рассказала Ирина.
— В нашей школе отношения детей друг ко другу напрямую зависит от того, кто как играет в футбол. «Звезды» футбола — у всех в почете. Ну а если с «физрой» не повезло — можно попасть в немилость всей школы. Удивительно, но на девочек это правило распространяется тоже, — поделилась впечатлениями Елена.
Контрольные/тесты — много заданий на логику
— К контрольной или тесту мало зазубрить материал, над ним еще нужно подумать, — говорит Марина. — Если мы знаем, что будет контрольная, заставляем готовиться к ней дополнительно. Чаще всего попадается то, что в тексте учебника выделено жирным. Также следует обращать внимание на проверочные вопросы.
По математике много ребусов. Знанием формул и умением решать примеры не ограничишься.
Трудных подростков наказывать не спешат
— Наша школа в Познани разделена на 3 части. Первая часть — это «зерувка», где расположены подготовительные классы. Вторая — куда ходят дети средней школы (до 6-го класса). Старшеклассники ходят в ту же школу, но вход с другой стороны. С ними чаще всего возникают проблемы — учителя жалуются на безобразное поведение подростков в туалетах. Кто-то там тайно курит. Но не пойман — не вор.
И, как и у нас, девочкам нельзя ходить с макияжем и носить дорогие украшения, — говорит Марина.
— По словам ребенка, дети из старших классов творят, что хотят. На перемене в туалет зайти невозможно: краны вырывают, унитазы разбивают, пачкают туалетную бумагу и засовывают в автоматы с едой. Удивительно другое: учителя этого, как правило, «не замечают». Для наших школ такое немыслимо. В итоге, ученикам помладше приходится отпрашиваться в туалет на уроках: ходить туда на переменах особо никто не рискует, — недоумевает Елена.
Школьный досуг — путешествия и кино
— Каждый год весной после Пасхи дети ездят в какой-то город на экскурсию. Со всех параллельных классов собирают целый автобус. Бронируют места заранее, через турагентство. В этом году планируется поездка с ночевкой. Обычно это либо горы, либо большой город с множеством достопримечательностей.
Минимум дважды в год класс ходит в кино, — рассказала Марина.
Денежные сборы и подарки
— Отличие по подаркам и сборам между школами Украины и Польши колоссальное. Как правило, сборов как таковых нет. Хочешь — покупай подарок, не хочешь — не покупай. Никто пальцем тыкать не будет, — говорит Марина.
— В наш класс мы сдаем по 100 злотых в год. Из этих денег покупают подарки учителям, девочкам на 8 марта и мальчикам на «день хлопака» (30 сентября. – Ред.). Такого, что нужно отремонтировать класс за счет родителей или заплатить за охрану школы, здесь нет: никто ничего не ремонтирует.
У племянника нет сборов вообще. Могут скинуться по 10 злотых перед 8 марта на символические подарки учителю и девочкам. Классных денег у них тоже нет. По необходимости скинулись — купили подарок. Очень удобно.
Отношение к инвалидам
По словам многодетной мамы Ирины, один из сыновей которой страдает аутизмом, к инвалидам в школах Польши относятся намного спокойнее, чем дома. В украинских школах одноклассники зачастую обижали детей с особыми потребностями, некоторые родители и вовсе требовали в чатах «убрать из школы этих дебилов».
Совсем другое отношение к ним в школах Польши. Местные дети аутистов не пугались и не пытались обидеть: люди с инвалидностью в Польше — полноценные члены общества.
Единственная сложность, с которой столкнулась Ирина, — учителю было трудно проводить урок: аутисты редко следуют указаниям педагога. В конце концов, обычную школу пришлось сменить на специализированную, однако адекватность восприятия людей с особыми потребностями не могла остаться незамеченной.
Остаться на второй год в польской школе — обычное дело
— В Украине детей почти никогда не оставляют на второй год — в Польше это нормальная практика. Однако если родители внимательно следят за успехами ребенка и держат руку на пульсе, легко не допустить проблем, — утверждает Марина.
Примечательно, что двойка в школах Польши — балл проходной. А вот единица — оценка неудовлетворительная. Однако в некоторых случаях ее можно исправить.
— У племянника было две единицы — по польскому и немецкому: он никогда их не учил, в Польшу приехал только в апреле, — вспоминает Марина историю родственника из Украины.
Поскольку все остальные предметы мальчик тянул, ему, тогда единственному украинцу в классе, разрешили пересдать языки школьной комиссии в августе. Обещали: если все получится, его переведут в 8-й класс. Все лето ребенок занимался с репетитором по польскому и немецкому. К счастью, предметы он сдал — ему поставили двойки.
Нужно иметь в виду, даже если ты все выучишь на шестерку, тебе все равно оценку выше двойки не ставят, — объясняет Марина. — Поставить оценку выше на пересдаче никто не имеет права.
Однако даже если ребенка перевели в другой класс с единицей (такое тоже возможно), педагоги внимательно отслеживают его успехи.
— Если кого-то с 7-го класса переведут в 8-й, а ребенок не тянет программу, ему могут сказать: извини, иди снова в 7-й, — продолжила наша собеседница. — С племянником в классе учится мальчик из Украины. И если племяннику 14, то этому мальчику уже 17. Почему так? Его третий (!) раз оставили в 8-м классе.
У подруги ребенка перевели в 8-й класс с одной единицей. За ним наблюдают — пока успевает. Хотя в этом же классе учится еще один мальчик — его оставили на второй год из-за одной единицы — по технике (аналог наших трудов).
Разница программ и выпускные классы
— В Украине программа насыщенная и прогрессивная — в Польше более растянута. Когда приехали из Украины, ребенку было легко с математикой и английским — учителя не могли его нахвалить. Говорили: надо же, польский не знает, но как хорошо у него с математикой и английским!
В 8-м, выпускном классе, основные баллы идут за экзамены — польский, математика и английский. Также суммируются все оценки за год. К этому ты можешь добавить дополнительные баллы за волонтерство, за то, что участвовал в конкурсах, за поведение. Все это особенно важно в конце 8-го класса. А после его окончания можно идти в техникум либо лицей, — объясняет Марина.
— Однако, чтобы попасть в техникум на хорошую специальность, такую, как «информатик», надо набрать минимум 140 баллов — так было в прошлом году. Основное количество из этих 140 баллов — твои выпускные экзамены. В идеале, если все экзамены написать на 80%, то, может быть, с хорошими оценками наберется 140. Но если кто-то другой наберет баллов больше — тебя уже не возьмут.
А что еще?
Что такое «зерувка» и зачем она нужна
Учеба в школах Польши начинается с 6-7 лет, в зависимости от готовности ребенка. Перед школой дети в течение года должны пройти обязательный подготовительный курс в детских садах или в начальных школах, это так называемая zerówka — нулевка.
Там ребята учатся читать, писать, считать, рисовать и приходят в 1 класс с определенным набором знаний и навыков.
После следует обучение в базовой школе (8 лет) и продолжается в старшей (4 года). В целом дети учатся 12 лет и до 19-20 лет получают аттестат зрелости (matura), дающий право на поступление в высшее учебное заведение.
Как организован учебный год?
Начало учебного года, как и у нас, – 1 сентября. Но вместе четвертей польский учебный год разделен на 2 семестра. Каникулы между ними составляют 2 недели. Они проводятся в разное время в разных воеводствах от середины января до конца февраля.
Кроме того, есть праздничные перерывы — в районе 1 ноября, между Рождеством и Новым годом, а также в дни Пасхи, майских праздников и Божьего Тела в июне. Заканчивается учебный год в 20-х числах июня.
Общение родителей и учителей
Узнать все об успехах ребенка можно через систему электронного дневника — Librus либо Vulcan. В начале первого года родителям раздают пароли на вход. Через сообщения в электронном дневнике родители могут написать освобождение от занятий по болезни или семейным обстоятельствам, задать вопрос учителю или классному руководителю, а также ответить на сообщение. В дневнике можно увидеть оценки ученика, замечания, сравнить уровень успеваемости ребенка с другими детьми, узнать расписание и сроки грядущих контрольных.
Высшая оценка — шестерка
В Польше дети учатся по шестибалльной системе, где
1 — оценка неудовлетворительная;
2 — допустимая оценка;
3 — удовлетворительная оценка;
4 — хорошая оценка;
5 — очень хорошая оценка;
6 — отличная оценка.
Кроме оценок в журнале, может быть указана Waga oceny («вес оценки»). Так, скажет, пятерка за контрольную и за домашнюю работу имеют разный вес и важность. Частично такая Waga oceny установлена на уровне министерства, частично вводится непосредственно школой.
Важно!
Бывают случаи, когда родители обиженного ребенка являются в учебные заведения, чтобы вразумить обидчиков чада. По польским законам, это может быть расценено как преступление!
Максимальное наказание только за угрозу — до 2 лет лишения свободы. Хватание за руку или плечо может уже расцениваться как нарушение телесной неприкосновенности, что тоже карается тюрьмой.
О возможном буллинге, а тем более о нанесении телесных повреждений, необходимо сообщить педагогам. Если общение не принесло результата, можно привлечь полицию и прокуратуру. Главное, ни в коем случае не разбираться с несовершеннолетними самостоятельно.
Оставьте ответ