Фото: facebook.com/avdiyivka
Если кто-то вдруг «устал от войны» или предлагает начать договариваться с противником – пара фотографий из сегодняшней Авдеевки должна отрезвить этих уставших мечтателей. Идет абсолютное уничтожение города и его жителей за то, что девять лет сопротивлялись и выживали в полутора десятках километров от «процветающего» в удушливых объятиях «русского мира» Донецка. Второй Бахмут, третий Мариуполь, аналог стертой с лица земли Попасной…
«Победоносно» разрушили город
О том, какой была Авдеевка, рассказано немало. Она была примерно тем, чем для Киева стал Ирпень – тихий зеленый пригород, где можно недорого жить, а на работу ездить в Донецк. Автобусы бегали исправно, полчаса – и ты на работе или дома. Быстрее, чем из одного конца Донецка в другой.
Авдеевский коксохимзавод – крупнейший в Европе – давал работу и тепло в дома. С 2014 года он не прекращал производство, несмотря на регулярные прилеты тяжелой артиллерии, разрушения, ранения людей. Здесь было огромное укрытие для мирного населения, здесь же выдавалась гуманитарная помощь. До марта 2022 года завод работал, пока прилетевшие российские снаряды не заставили его замолчать.
«Взять Авдеевку» для россиян с 2014 года было делом принципа. Именно она (а до нее – крохотный поселок Пески) была и остается непреодолимой преградой в попытках захвата то ли всей Украины, то ли ее «исконно русских земель» (увы, Россия до сих пор не может внятно сформулировать цели этой войны). Развалины Песок, победоносно «взятые» в прошлом году, счастья оккупантам не принесли – впереди Авдеевка и множество других мелких поселков. Тут медленно, но верно превращаются в фарш российские «мобики», так и не успевшие понять, какого черта их сюда занесло. Оккупанты не отступают: забрасывают Авдеевку не только «мясом», но и всем, что есть под рукой.
— Уже больше недели Авдеевка с Бахмутом на одном уровне по количеству обстрелов – 250-300 в сутки и до 20 авианалетов по городу и окрестностям, — рассказал глава военной администрации Виталий Барабаш. — У военных РФ задача — дойти до Карловки. Это водохранилище, из которого воду берет почти половина области, и поэтому они каждый день бьют именно по нему. Также если они дойдут до Карловки, то оттуда можно из чего угодно стрелять по Покровску.
1 января в Авдеевке: как это было в 2022 и что стало в 2023. Фото: facebook.com/avdiyivka
Не хотят эвакуироваться
Из 30-тысячного населения Авдеевки сейчас в городе, по информации властей, остаются 1900 гражданских лиц, включая 7 детей.
— Я не знаю, почему они не хотят эвакуироваться. Возможно, боятся неизвестности, — предполагает бывшая жительница Авдеевки, медсестра Алла Савельева (имя изменено). – Моя знакомая семья – муж, жена и двое детей – уже несколько месяцев живут в подвале своего дома. Рядом с ними в доме живет семья, перебравшаяся с Молодежной улицы, – они просто нашли частный дом, откуда хозяева выехали еще несколько лет назад, и воспользовались их подвалом. Осуждать их я не имею права, тем более что новые жильцы ищут возможность связаться с владельцами и объяснить им ситуацию. В первую очередь, люди начали покидать Старый город, куда прилетало ежедневно и еженощно, где уже нет ни одного целого дома. Но даже там еще кто-то остается, и я не представляю, как они выживают.
Зато это хорошо представляют волонтеры, которые под грохот снарядов выискивают людей и привозят им продукты. Созвониться предварительно не получается – в Авдеевке очень плохо работает мобильная связь из-за разрушенных вышек, интернета почти нет.
— Что сказать: города практически нет, его ждет участь Марьинки. Я видела кадры с дрона, одни руины. Если до 2022 года у нас были какие-то надежды, что такого ужаса не произойдет, то в феврале они закончились. Наши друзья жили на улице Королева, неподалеку от места, где в понедельник, 20 марта, был прилет и погибла женщина. На фотографиях в сети они увидели кусочек своего дома… точнее, то, что от него осталось, — говорит Алла.
Она рассказывает о знакомых волонтерах, которые каждый день ищут в руинах жителей и помогают раненым.
— Они держатся молодцом, но нервы сдают, конечно. Они отдают продукты и просят людей эвакуироваться. Вывозят «Белые ангелы» (волонтерская эвакуационная команда, сформирована из полицейских). Но люди боятся: и того, что во время выезда могут попасть под обстрел, и что потом не смогут найти себе место на свободной территории Украины. Кто-то еле ходит, у кого-то документов нет, пенсии небольшие, на них не проживешь. В общем, срабатывает позиция: «Будь что будет, главное – что в родных стенах», А стен-то уже и нет… — сокрушается бывшая авдеевчанка.
Летом 2022 года из Авдеевки еще можно было уехать – ходили поезда и автобусы, но уже к осени поток желающих иссяк, и все маршруты были закрыты. Люди предпочли выживать без электричества, воды и газа, готовя еду на кострах. Но волонтеры не оставляют попыток уговорить людей эвакуироваться. И говорят: ощущают счастье, когда семья, особенно с детьми, наконец решается выехать туда, где тихо и спокойно.
Житель Авдеевки Николай Чмиль не готов покидать свой родной город t.me/nasha_avdeevka
Враг стирает муралы и лица
Один из последних обстрелов, тот самый, 20 марта, унес жизнь сотрудницы Авдеевской городской больницы Людмилы, ей было 54 года. Раненого мужчину спасли, оказали первую помощь и отправили в Мирноград.
— Был прилет в остановку транспорта. Тогда заводчане шли домой, и ранило одного мужчину. Команда волонтеров была рядом и оказала помощь. Была перебита бедренная артерия, поэтому быстро наложили турникет, перевязали рану и отвезли в Авдеевскую больницу. У мужчины сейчас все хорошо, насколько это возможно, — рассказали волонтеры.
Так выглядел мурал «Лицо войны» с изображением учительницы украинского языка. Фото: facebook.com/avdiyivka
А еще недавно соцсети облетело фото старика на развалинах домов в Авдеевке. Неравнодушные люди, покинувшие город, просили волонтеров узнать, помогает ли ему кто-нибудь. Волонтеры рассказали: мужчину зовут Николай Чмиль, он инвалид, с трудом передвигается, живет на улице Коммунальной. Волонтеры его регулярно поддерживают, передают продукты, зимой привезли печь-буржуйку и газовую печь с баллонами, фонарик.
— Мужчина, конечно, на позитиве, несмотря на то, что еле ходит, — доложили волонтеры.
Также удалось узнать судьбу знаменитой «разукрашки» — 9-этажного дома по улице Молодежная, 20, где в 2016 году австралийский художник Гвидо ван Хелтен нарисовал мурал с лицом учительницы украинского языка Марины Марченко – в нем художник увидел символ украинского сопротивления. Во время обстрела Авдеевки в 2014 году мужа учительницы тяжело ранило в двадцати метрах от этого дома. Марина Григорьевна находилась в городе и продолжала преподавать, но с марта прошлого года живет в Днепре.
Увы, ставшая знаменитой на весь мир девятиэтажка безжалостно разрушена обстрелами. Прилеты были и вокруг дома, и в него. Жителей там сейчас нет, дом наполовину обвалился, трамвайные рельсы возле него искорежены попаданиями снарядом. «Разукрашки» больше нет.
Все, что осталось от крупнейшего в Европе коксохимического комбината. Фото: facebook.com/avdiyivka
Оставьте ответ