Фото: Ратынский Вячеслав / УНИАН
Президент Зеленский до 10 декабря внесет законопроект об экономическом паспорте украинца. Об этом он заявил в рамках ежегодного послания Верховной Раде. Таким образом Зеленский собирается приступить к выполнению одного из своих предвыборных обещаний, данных более 2,5 лет назад. Идея экономического паспорта заключается в том, что плата за использование недр страны будет накапливаться на персональных счетах детей граждан Украины.
В теории все понятно
Об экономическом паспорте украинца страна впервые услышала в феврале 2019-го. Тогда кандидат в президенты Владимир Зеленский пообещал: каждый украинский ребенок получит право накапливать на своем счету часть от реализации государством природных благ, а по достижении совершеннолетия получит эти накопления как собственный стартовый капитал.
Многие тут же провели параллели с ОАЭ, где при рождении каждый гражданин Эмиратов получает землю и 60 тыс. долларов на счет, а по окончании школы государство оплачивает обучение в любой стране мира. В теории идея понятна и вполне оправданна: все мы уже устали от того, что недра по Конституции принадлежат народу, а на практике — некоторым конкретным людям.
1 декабря 2021 года Владимир Зеленский вернулся к старой идее.
— До 10 декабря впервые за всю историю я внесу законопроект об экономическом паспорте украинца. В соответствии с ним эти средства — плата за использование наших недр — будут накапливаться на персональных счетах детей граждан Украины. По достижении совершеннолетия дети могут использовать эти накопления для получения образования или покупки собственного жилья, — отметил президент.
А чуть позже дополнительные пояснения дал глава налогового комитета Даниил Гетманцев.
— У нас рождается около 300 тысяч детей в год, — напомнил Гетманцев. — Есть определенные отчисления от ренты. Я не исключаю, что отчисления будут не только от ренты, но и от других платежей. К примеру, от приватизации, импортного НДС. Пока мы говорим только о ренте. Рента распределяется между детьми, которые родились и имеют экономический паспорт украинца. Если эта сумма меньше установленной законопроектом, то разница дотируется за счет государства.
Инфляция съест половину
Аналитик Алексей Кущ отмечает: за исключением нескольких арабских стран, никто в мире деньги населению не выплачивает. Эксперт приводит в пример самый большой в Европе норвежский национальный резервный фонд, который позволяет отследить, сколько денег приходится на каждого норвежца, но на руки эти деньги получить нельзя. Данный фонд вкладывает средства в активы по всему миру и распечатывает эту «кубышку» лишь в крайних случаях. Например, в 2020-м из него было выделено 30 млрд долларов для покрытия дефицита бюджета.
Такими темпами 10 тысяч долларов через 20 лет не хватит ни на образование, ни на первый взнос по ипотеке, ни на менее амбициозные приобретения
В целом эксперты, опрошенные «КП в Украине», считают идею экономического паспорта утопией. Но, предположим, что произошло невероятное и все действительно получилось — в чем будут хранить эти деньги и удастся ли их сохранить от воровства и инфляции?
В президентской команде ожидают, что дети, которые будут иметь экономический паспорт и получать на спецсчета средства от рентных платежей, на момент достижения совершеннолетия получат суммы в гривне, которые в эквиваленте составят по 10 000 долларов. Столь круглая сумма у экспертов сразу вызвала сомнения насчет того, что проводились хотя бы какие-то расчеты. Четыре нуля прямо указывают на то, что главное здесь — «красота».
— Сделать так, чтобы деньги не украли, несложно, но главная проблема заключается в том, что у нас нет нефти, как в ОАЭ, а населения много, — пояснил в беседе с «КП в Украине» президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — Поэтому на таких счетах даже 1000 долларов накопить не получится, а уж 10 тысяч — это вообще какой-то фейк.
По словам Охрименко, рентные платежи у нас низкие, и даже реализация «антиолигархического» закона 5600 мало что изменит. Фактически эту ренту можно брать только из железной руды, говорит Охрименко, но там и так высокие рентные платежи. Что касается нефти и газа, то у нас их так мало, что даже повышение ренты по ним в 100 раз ничего не поменяет.
Единственное, с чем соглашаются большинство опрошенных экспертов, так это с тем, что счета должны быть в национальной валюте. Алексей Кущ поясняет: поскольку рентные платежи поступают в гривне, перевод этих денег в доллары сделает дыру в платежном балансе страны. В долларах можно было бы частично хранить в том случае, если бы счета формировались и за счет экспортных пошлин, но пока об этом речь не идет.
Впрочем, даже доллары не смогли бы спасти эти деньги от инфляции, ведь 15-18 лет — это очень долгий срок. По оценкам Алексея Куща, из-за обесценивания денег, от счетов в долларах спустя полтора десятка лет сохранится порядка 60% их реальной стоимости, от счетов в гривне — в лучшем случае половина.
Аналитик TeleTrade Сергей Родлер соглашается: 10 тысяч долларов через 18 лет могут оказаться совсем не такой привлекательной суммой, какой они кажутся сегодня. И чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить покупательскую способность доллара в начале 1990-х и сравнить ее с сегодняшней.
— С учетом инфляции один доллар в то время равнялся 2,3 сегодняшним долларам, — считает Родлер. — Только в 2020 году, в рамках борьбы с экономическими последствиями пандемии, было напечатано 20% от общей долларовой массы на рынке. Такими темпами 10 тысяч долларов через 20 лет не хватит ни на образование, ни на первый взнос по ипотеке, ни на менее амбициозные приобретения.
Кстати, по мнению Родлера, гривна не подходит для хранения подобных сбережений, и дело не только в ее ненадежности. Эксперт считает, что при хранении средств в гривне есть риск, что они будут использованы для финансирования государственного долга или спасения убыточных отечественных компаний под соусом инвестирования. Подобная стратегия ни к чему хорошему не приведет.
Кому дадут
Изначально предполагалось, что все будет идти по порядку: вначале появится законопроект, которому понадобится какое-то время, чтобы стать законом, и еще большее время — чтобы вступить в силу. И пока все это касалось будущих, еще нерожденных детей, все чувствовали себя более-менее «ровно». Но всеобщее спокойствие нарушил Даниил Гетманцев, который в кулуарах Рады сообщил журналистам, что не исключает: экономические паспорта могут выдавать детям, рожденным с 2019 года.
И это тут же вызвало целую бурю эмоций со стороны молодых мам.
«Это что же получается, тот, кто родился 1 января 2019-го, получит деньги, а тот, кто 31 декабря 2018-го — нет? — возмущаются мамы детей в основном 2018 года рождения. — А если ребенок, к примеру, преждевременно родился и справка есть?!»
И их можно понять. Обидно, конечно, если родила ребенка на пару месяцев, недель, дней и даже минут раньше, и из-за этой излишней поспешности он не подпадает под программу. Да и вообще, как это будет выглядеть, если в одном классе будут учиться и будущие «почти олигархи», получающие ренту с недр, и простые смертные?
Эксперты советуют прежде времени не горячиться, поскольку, во-первых, 10 тысяч долларов по достижении 18 лет — это еще, как говорится, вилами по воде писано.
Во-вторых, любое начинание всегда стартует с какой-то даты, и всегда найдутся те, кто до этой даты не дотягивают. Даже если пойти навстречу всем, кто родился раньше срока и подвинуть дату на 15 декабря 2018-го, вне себя от гнева будут те, кто родили своих детей 14 декабря, так что двигать даты для того, чтобы удовлетворить всех, — это процесс бесконечный и бесперспективный.
В-третьих, говоря о детях, рожденных с 2019 года, Гетманцев не говорил именно о 1 января. Гораздо логичнее, чтобы на «Вовины 10 тысяч долларов» могли рассчитывать не все подряд, а лишь те, кто родились при президенте Зеленском — то есть с 20 мая 2019 года.
А что с социальной справедливостью?
Возникает еще один вполне закономерный вопрос — а как здесь с социальной справедливостью? С одной стороны, нам не устают повторять, что пенсий через 15 лет не будет, с другой стороны, через эти же 15 лет собираются раздавать по 10 тысяч долларов сотням тысяч молодых людей.
— Пенсий не будет потому, что они создаются в реальном секторе экономики, а не в кабинетах коррумпированных чиновников, — отметил в комментарии «КП в Украине» экономист Владислав Банков. — Все это обычный популизм, который никак нельзя оправдать тем, что «молодежи нужно помогать». Во-первых, это не отменяет того, что помощь не помешала бы и пенсионерам. Во-вторых, для оказания реальной помощи молодым людям никакой новый «паспорт» не нужен. И, наконец, в-третьих, в контексте инфляционной монетарной модели — это вообще полный бред. По этой же причине в нашей стране невозможно создание сколь-нибудь эффективной накопительной пенсионной системы, и солидарная модель остается единственным условно рабочим вариантом, несмотря на свою дотационность.
Вместо того, чтобы обеспечить защиту права собственности, поддержать экономически активную часть населения и таким образом задать импульс активному росту экономики, власти усиливают налоговое давление и регуляцию, говорит эксперт. При этом все это пытаются прикрыть неуместным популистским бредом, который не имеет ничего общего не только с социальной справедливостью, но и вообще с реальностью.
Алексей Кущ соглашается: социальной справедливостью здесь и не пахнет, потому что это не просто антисоциальный, но и антиконституционный законопроект. Ведь согласно Конституции недра у нас принадлежат всему народу, а не только нерожденным детям.
— Нестыковок и перекосов масса, и дело не только в пенсионерах, — говорит эксперт. — Например, есть люди, которые исправно платят налоги, но при этом у них либо нет детей, либо они их родили до 2019-го. А есть люди, которые не платят налоги, но при этом они родят детей после 2019-го. Получается, что первые пахали всю жизнь, чтобы содержать детей вторых? Другой момент заключается в том, что согласно идее Зеленского деньги получат все — и дети олигархов, и дети из бедных семей. Одним этой суммы хватит на поход в ночной клуб, а другие не решат за счет нее никакие материальные проблемы.
Словом, резюмировал эксперт, мы видим совершенно несправедливую модель, которая является частью абсолютно нерабочей системы.
Оставьте ответ