Судьба лучших сел Украины: одни помогают ВСУ, другие ждут освобождения из оккупации — Life

Судьба лучших сел Украины: одни помогают ВСУ, другие ждут освобождения из оккупации - Life

Фото: Алхимов Максим/uk.wikipedia.org​

Каждый год в нашей стране проходил конкурс « Невероятные села Украины ». Несмотря на полномасштабное вторжение, конкурс состоялся и в этом году. Но часть страны оккупирована, многие города и селения находятся под постоянными обстрелами россиян. Как сейчас живут некоторые участники этого конкурса?

Осиновое: оккупанты в шоке, что у людей есть телефон сельского главы

В 2019 году село Осиновое в Луганской области (на главном фото) вошло в рейтинг лучших сел Украины. Во многом этот успех зависел от славной истории села, но не меньше и от того, как работала вся община.

Рядом с Осиновым есть 3 некрополя и 12 курганов, неподалеку возвышается половецкая каменная баба. На осиновских песчаниках можно обнаружить и отпечаток ноги динозавра.

Основано поселение еще в 1643 году на территории тогдашнего Острогожского полка, называлось тогда Осиновый Яр. Это был казацкий военный городок, большая часть населения занималась железоплавильным производством. Жили там, в основном, донские казаки и крестьяне, бежавшие из центральных губерний Российской империи. В 1708 году он был уничтожен царским войском из-за поддержки бунта Кондрата Булавина. Чтобы здесь все снова ожило, понадобилось чуть больше 20 лет. Пострадали селяне от русских и весной 1921 года, под селом было сражение между подразделениями ЧК и повстанческим отрядом. Последний был разбит, а вместе с тем и все повстанческое движение Луганщины. Досталось селу и в 1932-33 годах, геноцид, совершенный советской властью, унес жизни 359 человек.

Но полностью уничтожить украинцев не удалось. Село выстояло, пережило и Вторую мировую, и советские времена. Осиновое никогда не сдавалось. Даже когда получили почетное звание одного из лучших сел – не стали отдыхать на лаврах.

В 2021 году была проведена реконструкция местного стадиона «Будівельник». Начали капитальный ремонт школы. Только начали строить дороги в направлении Марковки и Старобельска. Модернизировали детские и спортивные площадки.

И вот «русский мир» пришел в Осиновое снова.

События после 24 февраля в селе разворачивались быстро. Оккупанты вошли в село, где на тот момент осталась только Нацполиция. Пограничники получили приказ отойти на другие позиции. К счастью, разрушений во время захвата не было. В первые дни после оккупации в деревне были митинги, люди не побоялись выйти и высказать свое мнение.

– Они показали оккупантам, что не являются стадом, а они граждане, имеющие свою позицию. И остановили их только выстрелы. Когда «расстреляли» второй митинг, люди поняли, что пришла орда, и кроме языка оружия, автоматов, она ничего не понимает, — рассказывает ныне уже бывший глава общины Вадим Гаев.

И даже через два месяца после оккупации местные коммунальные предприятия еще функционировали. Все это теперь либо эксплуатируется оккупантами, либо разворовывается.

Вадим Гаев был открыт для односельчан всегда, многие из них имели его номер телефона у себя в мобильном. И люди даже пострадали из-за этого.

— Очень многие столкнулись с неприятностями, когда ехали через российскую границу. Когда находили мой номер телефона, происходили многочасовые допросы: «Почему у тебя есть номер телефона председателя сельсовета?». И когда говорили, что у каждого есть телефон главы, оккупанты не верят. Считают, что у человека со мной какие-то дела, связи, общие интересы. У многих были неприятные разговоры именно из-за моего номера в телефоне, — рассказывал об этом Вадим Гаев.

В настоящее время на территории общины отсутствует закон. Неизвестные люди могут приехать к тебе домой и без объяснений провести обыск, во время которого могут унести все, что им понравится. Время от времени пропадают люди. Украинскую гривну оккупанты пытаются вытеснить с помощью невыгодного для населения обменного курса по отношению к российскому рублю.

– До государственной границы от села всего 35 километров. Сейчас оно во временной оккупации. Боев там не было. Все целое. Но местные очень напуганы, никто не согласится дать интервью. Ситуация такая же, как по всей Новопсковской общине, – рассказали «КП в Украине» в Новопсковской поселковой военной администрации.

Судьба лучших сел Украины: одни помогают ВСУ, другие ждут освобождения из оккупации - Life

Судьба лучших сел Украины: одни помогают ВСУ, другие ждут освобождения из оккупации - Life

Успенская церковь в Осиновом была построена в 1802 году. Фото: Автор: Riwnodennyk/commons.wikimedia.org

Березовая Лука: переселенцы планируют навсегда остаться в этом селе

Березовая Лука раскинулась на берегу реки Хорол Полтавской области. Хорол в этих местах извилист, образует лиманы и заболоченные озера. Край здесь живописный.

Березовая Лука была основана еще в 1630 году. Многое пережила с тех пор. Только при советской власти дважды пострадала от геноцида — в 1923-1933-х и 1946-1947 годах.

При независимой Украине здесь решили показать, как могут жить украинцы, когда их не притесняют. Село считалось одним из лучших в Гадячском районе. А после образования ОТГ Березовая Лука перешла в Петровско-Роменскую общину Миргородского района и снова на лучшем счету.

– Среди 37 сельских советов два года село занимало первое место, еще столько же — второе. Это благодаря экономическим показателям. Строились новые водопроводы, ежегодно ремонт дорог, заведений, инфраструктуры, проводилось уличное освещение. Также есть значительные достижения на районном и всеукраинском уровне в спорте и культуре, – рассказали «КП в Украине» в Петровско-Роменской общине.

С первых дней полномасштабной войны во всей Петровско-Роменской общине люди сплотились для совместной борьбы против врага. Не исключением стала и Березовая Лука.

— Мужчины патрулировали улицы села, все присоединились к сбору гуманитарной помощи жителям пострадавших областей и ВСУ, плели и передавали сетки. Уже в марте к нам приехали первые переселенцы. Начались работы по поиску жилья, обеспечению людей всем необходимым. Расселили ВПЛ в гостинице, которая находится на территории села, и в пустующих домах. Некоторые переселенцы приобрели жилье у нас в селе и планируют остаться, — говорят в общине.

Несмотря на войну, все заведения общины продолжают работать. Это 4 школы и 5 детских учебных заведений (чтобы восстановить работу, было обустроено укрытие со всеми условиями), амбулатории, сельские клубы и библиотеки.

– В Березовой Луке власть и люди всегда были близки. Поздравляли и с рождением малышей, с юбилеями, с уходом на пенсии. Соответственно, старостат всегда участвует и в погребении жителей. Семьи всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь, — отмечают в Петровско-Роменской общине.

К счастью, село не пострадало от разрушений в результате обстрелов со стороны рашистов. Поэтому всеми силами там пытаются помогать пострадавшим, а также собирают все необходимое для наших защитников.

В этом году в общине весной высадили 6 тонн картофеля в рамках всеукраинской кампании «Сады Победы». Урожай используют для нужд людей, которые вынуждены были покинуть свои дома из-за военных действий, для наших учебных заведений, а также для нужд ВСУ.

Судьба лучших сел Украины: одни помогают ВСУ, другие ждут освобождения из оккупации - Life

Судьба лучших сел Украины: одни помогают ВСУ, другие ждут освобождения из оккупации - Life

Село Березовая Лука небольшое – всего 1300 жителей. Фото: sites.google.com/view/berezova​

Источник