Генетика или окружение: почему одни дети становятся отличниками, а другие двоечниками? — Life

Генетика или окружение: почему одни дети становятся отличниками, а другие двоечниками? - Life

Фото: Архив «КП»

Гены на 70% определяют интеллект. Хотите смышленых детей? Рожайте от умного партнера! — подобные заявления некоторых популяризаторов науки вызывают как минимум недоумение. А если родители не блещут умом и талантами? Ставить на ребенке крест? Искать мужа/жену поумнее? А как же «сердцу не прикажешь»?

«КП в Украине» расспросила семейного психолога Анастасию Карченкову, почему одни дети становятся отличниками, а другие двоечниками? Какую роль играют первый учитель, отношения с одноклассниками и родительский пример?

«Двоечников формирует среда»

Анастасия считает, что формулу 70% на 30% нужно «перевернуть»: среда куда важнее генов.

— Представим ситуацию — ребенок родился от двух профессоров. Волею судьбы он попал в другую семью. С раннего детства ему говорят: «Ты тупой! Ты ничего не сможешь добиться! Нам стыдно, что ты наш ребенок! Ты наше наказание!» Что получается в итоге? Ребенок растет с обратной связью от родителей, что он — ничтожество, — поясняет наша собеседница. — Через время его отдают в школу. Причем тогда, когда он к ней не готов. Во время урока ребенок элементарно хочет в туалет, но боится или стесняется туда пойти. Будет ли такой ученик думать о математике? Маловероятно!

Генетика или окружение: почему одни дети становятся отличниками, а другие двоечниками? - Life

Далее, по словам психолога, ребенок может попасть к учителю, который по каким-то причинам его невзлюбил. Если малыш зарекомендовал себя как слабый ученик — педагог будет относиться к нему соответственно. У него подсознательно формируется ярлык: этот мальчик не может хорошо учиться, что с него возьмешь. Как следствие — педагог начинает занижать оценки. Полбеды, если преподаватель испытывает к ребенку симпатию или жалость. Хуже, если он начинает учительницу «подбешивать».

После ребенок возвращается домой. Дома — напряженная обстановка: за плохие оценки ребенка наказывают, за хорошие не хвалят.

А еще есть одноклассники — в социальной среде ребенок попадает в категорию изгоев.

Будет ли успешен такой ученик, рожденный от двух умных людей? Маловероятно.

Рецепт воспитания отличника

Возьмем противоположную ситуацию — ребенок здоров, но рожден от простых трудяг. Он растет в семье с благоприятной психологической атмосферой. Его хвалят и поддерживают, говорят: «Ты молодец, у тебя все получается!»  

Возможно, этот ребенок далеко не самый умный, но он растет с ощущением: «Я могу!» и чувствует себя в этом мире иначе. Родители дожидаются возраста, когда будущий первоклассник готов к обучению — психологически, физиологически и эмоционально — и только после этого отдают его в школу.

Ребенку комфортно с ровесниками и учителями в классе. Он считает себя способным, и это помогает добиваться успеха. Возможно, временами ему не хватает интеллектуальной одаренности, но благодаря поддержке и вере в собственные силы он учится выходить из трудных ситуаций. Что важно — ребенку комфортно в школе, он нравится учителю. Педагог замечает даже небольшие успехи, хвалит и поощряет детей хорошими оценками.

Дома такого ребенка поддерживают. Если что-то не получилось, его не наказывают, не ругают. Вместо этого говорят: «Ничего страшного, мы научимся!» Возможно, по окончании школы такой ребенок не станет медалистом, но он будет достаточно успешным среди других учеников.

Повысить успеваемость: сложно, но можно

Можно ли «перенастроить» ребенка, который не хочет учиться? По мнению Анастасии, это возможно, хотя и требует усилий.

— В первую очередь от ребенка нужно отстать. Когда рядом те же родители, которые смотрят на сына как на неспособного и глупого человека, когда учитель воспринимает его точно так же — ничего не изменится, — убеждена наша собеседница. — Поэтому сначала родители должны поработать с собственной внутренней неудачностью, увидеть в своем ребенке человека, который нуждается в безусловном принятии.

Почему родители ведут себя неправильно? Потому что их ребенок ежедневно напоминает им о собственных неудачах: яблоко от яблони недалеко падает. Инструментарий у таких родителей ограничен — наорать, забрать телефон, ударить. Эти методы не работают, только уничтожают интерес к познанию и вырабатывают рефлекс отвращения к школе.

Только тогда, когда ребенок перестанет бояться возвращаться домой, когда поймет, что может говорить с родителями о чем угодно — ситуация сможет измениться.

Поскольку в любом классе есть лидеры и изгои, возможно, имеет смысл сменить школу. Когда тебя принимают — можно расслабиться и наконец-то заинтересоваться учебой.

ФОРМУЛА УСПЕХА:

1. Готовность к школе.

Не нужно терроризировать ребенка развивающими занятиями, убеждена Анастасия.

— Я как психолог постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда мама обращается ко мне с проблемой: «Моему ребенку уже 1,5 года, а он не хочет заниматься! Ему неинтересно учить цвета!»

Лучше до 5 лет детей не трогать! Абсолютно. Если мама не может заниматься со своим полуторогодовалым ребенком так, чтобы ему это нравилось — лучше оставить его в покое.

Многие 6-летние дети уже невротизированы: родители невольно уничтожают в них познавательный интерес своими действиями и словами: «Как же ты в школу пойдешь? Что из тебя вырастет?»

Совсем не страшно, когда 6-летний ребенок не умеет читать. Хуже, если он умеет, но уже не хочет.

2. Доброжелательный учитель.

Такой человек создает у детей впечатление, что в школе безопасно и интересно. В благоприятной обстановке ребенок хочет слушать, что говорят взрослые.

3. Спокойные любящие родители.

Дома ребенка окружает среда, где его поддерживают и дают установку: «Ты молодец, ты умный, у тебя все получится. Ничего не понятно с уроками? Не страшно, разберемся!»

Когда ребенок оказывается в среде, где есть любимая учительница, когда родители не ругают за плохие оценки, а могут только посочувствовать и предложить помощь — ребенок способен приятно удивить близких успехами.

4. Хорошие отношения с одноклассниками

Это тоже важно. Сложно думать об учебе, если тебя обижают.

А ЧТО ЕЩЕ?

В качестве факторов, влияющих на успех, ученые выделяют книги, уровень образования родителей и благоприятное окружение.

— Я встречала любопытное американское исследование, в котором сравнивали успеваемость детей. Ученые искали факторы, которые влияют на хорошие отметки, — продолжила наша собеседница. — Оказалось, чем больше книг окружает ребенка в его дошкольном возрасте — тем лучше. Причем читать их необязательно.

Кроме того, важен уровень образования родителей, а также степень благополучия региона, в котором живет ребенок.

Все остальные факторы — кружки и развивающие занятия — оказались не важны.

Ученые объяснили результаты исследования так — присутствие книг дома сравнимо с наличием дипломов о высшем образовании у родителей. И, если ребенок родился у интеллектуалов, общаться он будет с определенным кругом людей со своей системой ценностей, которая легко передается.

— Если ребенок приходит в школу с ориентацией на успех, не имеет значения, занимались ли с ребенком ранним развитием, — уверяет Анастасия.

«Когда в школу сбегали…»

Еще один немаловажный момент — ребенку должно нравиться в школе.

— Моя бабушка в школу убегала, потому что там можно было спастись от бесконечного физического труда, — вспоминает наша собеседница. — В школе спокойно сидишь и слушаешь учителя. А дома что? Ни телевизора, ни книги, ни интернета. Ничего! Дома нужно выгребать нечистоты за животными, носить воду и вскапывать огород.

Моя бабушка росла в среде, в которой ребенку никто не отбивал охоту учиться. Она училась в пединституте, закончила университет с красным дипломом, стала учителем математики. Подобных историй немало.

Сегодня дети проводят свободное время в  ТикТоке, а тогда шли в школу с мыслью: «Там что-то рассказывают!».

Источник