Закарпатский энтузиаст купил 30 оленей, чтобы выпустить в леса Карпат — Life

Закарпатский энтузиаст купил 30 оленей, чтобы выпустить в леса Карпат  - Life

Фото: ФБ Юрий Тюх facebook.com/profile.php?id=100033786182183

Отстреливают на мясо

Закарпатье — регион туристический. Местные газды бьются за каждого туриста. Конечно, не в буквальном смысле, а предлагая услуги или блюда в меню лучше, чем у соседа. Например, традиционные закарпатские угощения, бограч или банош, сытные и недорогие. Но если в соседней нехитрой кафешке по ту сторону дороги богатый турист увидит вяленую оленину или рагу из косули – наверняка на экзотику его потянет сильнее.

Откуда берут оленину, ни для кого не секрет. Выходишь в соседний лес — вот и она, свежая. Конечно, нужно поохотиться, но и мяса для деликатесных блюд хватит не на одну неделю. Хороший бонус — рога, из которых кум настрогает сувениры или поможет продать целыми — так дороже.

— Килограмм оленьих рогов стоит гривен 500-600, но если большие, то может быть и пара тысяч, — крутит в зубах самокрутку типичный житель Закарпатья Вася. — Маленькие светлые рога — дадут гривен 200 за кг. Кто как договорится. Так же и с мясом. Если тушей — то от 200 гривен.

Кто ходит на оленя и когда, все местные знают. Чужим, конечно, не скажут — никто не хочет, чтобы вскоре их лавочку прикрыли.

Закарпатский энтузиаст купил 30 оленей, чтобы выпустить в леса Карпат  - Life

Закарпатский энтузиаст купил 30 оленей, чтобы выпустить в леса Карпат  - Life

Несколько лет олени будут подрастать под присмотром, а затем они или уже их молодняк отправится на волю. Фото: facebook.com/profile.php?id=100033786182183

К кормушке не привыкает

То, что закарпатская фауна нуждается в помощи, местный житель Юрий Тюх понял давно. Несколько лет договаривался с селянами о выкупе земли, а недавно наконец привез на свой участок 30 красавцев-оленей. 

Закарпатский энтузиаст купил 30 оленей, чтобы выпустить в леса Карпат  - Life

— С детства люблю возиться с животными — такое у меня хобби, — улыбается Юрий Тюх. – Видел, в Беларуси выводили зубров и выпускали на природу в Беловежской пуще, когда их численность резко упала. Когда выросла — другими животными начали заниматься. Эта идея жила во мне несколько лет. Весной планирую привезти еще 30 оленей. Или эти, или уже их дети будут выпущены в природу.

Даже за несколько лет олень не станет ручным и сможет приспособиться к жизни в дикой природе. К кормушке они не привыкают, поэтому после того, как исчезнут заборы, спокойно найдут себе пропитание в лесах.

В Беларуси восстановлением популяции животных занималось государство, а у нас Юре пока приходится тратить на это свои кровные. Стоит один молодой олень в Украине от 700 евро.

Лучшие рогатые — в Новой Зеландии

Три десятка рогатых пасется в селе Синевирская поляна на выделенном для них участке. К человеку они не проявляют никакой агрессии — ведут себя, как обычные домашние козочки. Это олень благородный европейский — Юрий выбрал лучших представителей породы в питомнике возле Киева. Мог сэкономить и взять в другом месте, но внешний вид «дешевых» оленей не порадовал — рога куцые, ноги коротковаты. Так что в Закарпатье отправились писаные красавцы, которые призваны в будущем населить местные леса таким же породистым молодняком.

В питомник их привезли из четырех стран — Венгрии, Австрии, Англии и даже Новой Зеландии. Кстати, в последней, считается, лучшие оленьи питомники в мире — отсюда идут самые крупные поставки оленины. Но завозили сюда ту же благородную европейскую породу — наверное, жизнь на острове ей больше по душе. Цена за новозеландского и британского оленя — одинаковая.

Перед тем, как отправиться на волю, несколько лет олени будут подрастать под присмотром Юрия.

— Хочу, чтобы остались наши виды, а не появились гибриды. Надо смотреть, чтобы были чистые крови, иначе можно испортить гены, — продолжает Юрий Тюх. — Подходит только благородный европейский олень. Также в наши леса можно выпускать лань европейскую, диких баранов — муфлонов. Все они сосуществуют без проблем.

Хотя гибриды — это неплохо. Вот, например, два подвида благородного оленя из заповедника «Аскания-Нова» дали миру новый вид — оленя асканийского, которого даже начали завозить в другие страны.

Этот олений рай в Синевирской Поляне — не единственный уголок, где Юрий Тюх ухаживает за зверьем. Есть и поинтереснее — экопарк «Долина волков» в двух километрах от фермы с копытными, которую он открыл всего три года назад. Сегодня здесь обитают три вида волков, пара тигров, пара рысей, три вида оленей — подвид благородного марал, лань европейская и пятнистый, лев, тигр, муфлоны, ламы, альпаки и верблюды.

Среди всего многообразия животных больше всего сложностей с тигром — опасный зверь. К ней руки Юрий не сует, а вот льва может погладить, как домашнего Мурзика.

А началось все с пары новорожденных волчат, которых Юра выкупил у закарпатских браконьеров, убивших их родителей. Так как воспитывал с первых дней, волки, говорит, ручные. Правда, на команды «Сидеть!» и «Апорт!» не реагируют — дрессуре не поддаются. 

Закарпатский энтузиаст купил 30 оленей, чтобы выпустить в леса Карпат  - Life

Закарпатский энтузиаст купил 30 оленей, чтобы выпустить в леса Карпат  - Life

Волки Кроме оленей, Юрий держит волков, верблюдов, львов и тигра. Но их выпускать в лес не планирует. Фото: facebook.com/profile.php?id=100033786182183

На оленей идут всем селом

Рогатых из «Долины волков» или их молодняк Юрий не планирует выпускать в лес — не хочет, чтобы смешивались гены. В природе, говорит, самки не всегда отдают предпочтение красавцам — бывает, победу в бою одерживает самец с плохими рогами и плохими генами. Поэтому важна селекция — для закарпатских лесов Юрий выбрал лучших из лучших.

— Я разницу вижу, но неспециалист не заметит. Например, марал — это подвид оленя благородного, — объясняет Юрий Тюх. — Они живут в Сибири, на горном Алтае. Алтайские муралы крупнее европейских оленей, у них темнее и гуще шерсть, так как живут в морозных регионах.

Профессия у Юрия — строитель. Ни к ветеринарии, ни к цирку или экологии отношения не имеет — просто «зов души».

— Это уже и хобби, и работа. Сам научился многому — разбираюсь и в ветеринарии, и в биологии, — говорит мужчина.

Ситуация с оленями в Закарпатье не то чтобы критическая, но работать есть над чем.

— В Закарпатье, если люди узнают, что где-то появились олени, то они всем селом туда идут с ружьями, — вздыхает Юрий Тюх. — Об этом все знают. Здесь нет городов, Закарпатье – как одно большое село, все обо всем слышат. Не тот менталитет, нет воспитания и помощи природе.

В последние годы охотиться начали именно на оленей и косуль. Упала цена на мех, так что лисы и рыси могут выдохнуть спокойно. Упор делается на мясо. Правда, таким образом человек отбирает пропитание у тех же лесных хищников, которые также охотятся на копытных. В итоге их истребление идет двойным ходом — с одной стороны селяне с ружьями, с другой — волки. Олени, косули исчезают, а количество лесных хищников растет. Бывает, что из-за нехватки еды в горах волки начинают спускаться в села. Но, Юрий уверен — ситуацию можно изменить к лучшему, было бы побольше неравнодушных людей и поддержки от государства.

 

Источник