Волонтеры в Турции: У некоторых беженцев были очень интересные запросы — Life

Волонтеры в Турции: У некоторых беженцев были очень интересные запросы - Life

Фото: instagram.com/zemlyanika2512/

Несмотря на то что в Турции наши граждане не могут получить статус беженца, жилье, найти работу или рассчитывать на регулярную гуманитарную помощь от государства, нашлись украинцы, готовые помогать соотечественникам.

Одна из них — уроженка Сум Карина Землякова, она своими силами организовала гуманитарный штаб и собрала вокруг себя единомышленников.

Полиция сразу приехала с проверкой

Волонтеры в Турции: У некоторых беженцев были очень интересные запросы - Life

Карина Землякова. Фото: facebook.com/karinazemlyanika

— Карина, почему вы решили помогать соотечественникам?

— Я сама из Сум, а в Турции в городе Аланья мы живем третий год. Когда началась война, сидеть и просто наблюдать за происходящим не было сил. Лучший способ справиться со стрессом – начать помогать другим.

— Вам помогла диаспора украинцев в Турции?

— Украинцы здесь, может, и дружили, но небольшими группами. Таких крупных сообществ, как у русских, до войны в Турции не было. Тем не менее люди хотели помогать. Турки спрашивали: «Что мы можем сделать?», «Что нужно купить?», а приносить помощь некуда. Ехать в Анталию 140 километров, где ее собирали, могли не все.

Нас спас Instagram. Помещение предоставили ребята из Украины — Катя, Слава и Лера, которые арендовали офис под агентство недвижимости. Они состыковались с главой Союза украинцев в Алании (в Турции обязательно должны быть разрешительные документы на сбор гуманитарной помощи), так мы начали работать. Полиция приехала к нам в первый же вечер, чтобы проверить наши документы: добрые люди бдят. Турки вообще очень внимательны к своим соседям (смеется).

15 человек, которые пришли к нам первыми и принесли с собой все, что смогли, остались с нами. Так и образовался наш костяк — я, Дима, Саша, Сережа, Таня, Оксана, Толик, Ира и Оля. На этих людях держалось все! Мы работали на голом энтузиазме.

— Как отнеслись к появлению гуманитарного штаба местные жители?

— В первые дни турки ради любопытства заглядывали и спрашивали, что у нас здесь. А потом началась цепная реакция – люди повалили потоком. Первую машину-пятитонник, которую нам предоставила местная мэрия для перевозки гуманитарки, мы собрали за 1,5 суток.

Порой наш штаб закрывался в 10 вечера, и то только потому, что нас просили об этом соседи. Иногда встречать гуманитарку приходилось ближе к ночи. Не то что поесть было некогда, мы в туалет сходить не могли: все время куда-то ездили, что-то паковали, привозили и т. д. Не хватало времени мониторить новости — и это нас вытянуло. Все новости мы узнавали от людей. Когда ты чем-то полезен и видишь детей, которые радуются игрушке или печенью, – это бесценно!

Беженец беженцу рознь

— Кто привозил вам помощь?

— На одном из собраний нашего костяка мы решили принимать помощь от всех: лишним в Украине не будет ничего! Мы выбрали тактику: все вместе — на благое дело, и придерживались ее. Так родился наш лозунг «Тільки разом ми сила».

Вторую машину-пятитонник мы собрали за 3 дня. К нам подключились директора агентств и иностранцы, живущие в Турции. Спрашивали, чего нам не хватает. Мы говорили: «Мало памперсов, круп и консервов» — и люди привозили машинами то, что нам нужно. Даже местные ребятишки приносили по 5-10 лир из своей копилки, а отец с гордостью сообщал, что сын посчитал нужным пожертвовать украинским детям свои сбережения.

— В сборе гуманитарной помощи участвовали и турки, и местные украинцы?

— Плюс русские, белорусы, немцы, бельгийцы. В самой Аланье владельцы ресторанов ставили коробки для сбора средств украинским сиротам — за одну неделю собрали 15 000 лир (почти 30 тысяч грн. – Авт.)! Кроме того, нам звонили частные лица, предлагая свои кроватки, коляски.

Сначала мы хотели отправлять гуманитарку исключительно в Украину, но начали приходить наши беженцы в Турции, и мы не могли отказать.

В первые дни к нам заглядывали украинцы, которые могли позволить себе снять квартиру (ее цена к тому времени выросла с 400 до 600 долларов). Запросы у таких беженцев интересные – они хотели вещи, без которых можно легко обойтись. А потом начали приходить действительно нуждающиеся, которые приехали без ничего. Мы решили, что будем давать каждому пакет необходимых продуктов на первое время. Если люди приходили сразу после отправки машины – мы шли и покупали для них продуктовые наборы за свои деньги.

Волонтеры в Турции: У некоторых беженцев были очень интересные запросы - Life

Волонтеры в Турции: У некоторых беженцев были очень интересные запросы - Life

15 человек (Карина в центре), которые пришли первыми, таки остались костягом гуманитарного штаба. Фото: facebook.com/karinazemlyanika

Хозяин магазина подарил 200 пар детской обуви

— Машины-пятитонники, о которых вы говорили, ехали в Украину?

— Да. Параллельно мы раздавали пайки людям. Особенно запомнились харьковские пенсионеры, которые приехали большой бригадой с пустыми руками. Таким мы давали продуктовые наборы, вещи, коляски и обувь.

Когда в Турцию начали приезжать сироты, мы собирали им помощь отдельно. Приходили россияне и говорили: «Мы слышали, что в Турцию едут дети. Пишите список, мы все привезем». Мы даем список – люди приезжают на большом джипе и выгружают все, что мы написали.

Иногда помогали люди, от которых мы совсем не ждали помощи. Например, хозяин детского магазина вышел посмотреть, кто закупает его товар, – познакомились, сказали, что приедем через два дня за очередной партией кроваток для детей-сирот. Приезжаем, а он нам выносит 200 пар обуви в подарок.

Или когда закупали для детского дома летнюю одежду, беременная на кассе поинтересовалась, для кого мы берем столько вещей. После ответа она взяла стопку панамок, вручила нам и сказала: «Я оплачу».

— Невероятно…

— Бывало, человек приносил большую сумму и говорил: «Я вернусь через 2 недели». Мы думали, что это для красного словца и уже никто не придет, особенно, если это русский или немец. Однако через 2 недели приходил тот же человек – и приносил еще больше денег, чем в прошлый раз.

Некоторые просто приезжали к нашему офису и выгружали гуманитарку. Приходишь в штаб, а у тебя уже коробки под офисом стоят.

К нам приезжали русские блогеры, чтобы снять о нас ролик. После этого к нам стали приходить россияне, которые хотели помогать. Они с опаской спрашивали, нормально ли здесь относятся к русским? Мы их встречали, все рассказывали и показывали. «Разом ми сила», по-другому – никак!

Так что хороший историй много. Но случались и неприятные моменты.

— Что вы имеете в виду?

— Некоторые беженцы думали, что мы государственная организация, и возмущались, что мало даем. Кто-то приходил по 3 раза — приходилось людей останавливать. Чтобы от нас не ждали больше, чем мы можем дать, мы не называли себя волонтерами. Говорили, что мы обычные люди.

Кто-то приходил с претензией, мол, вы нас должны поселить, накормить, все оплатить. При этом приезжали на «Лексусах», «Тойотах» и «Порш-Кайенах» последних моделей. Турки фотографировали парковку и говорили: «Вот беженцы из Украины приехали». А там — машины люкс-класса.

Русские немного поутихли

— В Украине тоже таких «беженцев» хватает. Их называют «профессиональные ходоки за халявой». 

— Но приходили и действительно нуждающиеся, которые вместо «здравствуйте» начинали рыдать. Они выбирались из того же Харькова по 8 суток, и первое место, куда они заходили, был наш штаб. Мы обнимались, беседовали, угощали их теплым чаем. Пытались создать максимально комфортную обстановку.

— Кстати, у вас не было столкновений между украинцами и русскими?

— Чаще всего конфликтуют подростки: дети постарше в выражениях не стесняются. Для себя мы решили, что в каждой ситуации нельзя забывать о том, что ты представляешь всю страну. Как себя поведешь, так о тебе и станут говорить. Поверьте, это многих останавливало от драк и ругани.

Однако, если раньше русские вели себя более шумно и ярко (им всегда нужно обозначаться), то сейчас все тихонечко. Когда на парковке 8 из 10 машин украинские, а в магазинах чаще звучит украинская речь, чем турецкая, желание вести себя вызывающе отпадает само собой.

Сейчас ждем разгара туристического сезона. Пока не знаю, как будут уживаться в отелях россияне и украинцы. Будем надеяться на благоразумие наших граждан.

Источник