Ждет ли планету голод: насколько мировой рынок продовольствия зависит от Украины — Экономика

Ждет ли планету голод: насколько мировой рынок продовольствия зависит от Украины - Экономика

Фото: REUTERS

ООН пугает весь мир голодом не первый год. Даже когда основной причиной было пресловутое «людей много, а еды на всех мало», в мире голодали около 150 млн человек. Потом свою лепту внес коронавирус, который привел к намного большему продовольственному кризису, чем ожидалось, и число голодающих выросло минимум в полтора раза. Сейчас к этим проблемам добавилась война России и Украины, которые являются весомыми поставщиками самых разных групп продуктов.

Грозит ли нашей планете голод? Какая еда окажется в наибольшем дефиците? Придется ли сытой Европе пересматривать привычный рацион из-за войны, развязанной в нашей стране? Об этом «КП в Украине» поговорила с экономистами.

Голод не для всех

Для начала отметим, что, говоря об угрозе голода во всем мире, международные аналитики всегда уточняют, что, во-первых, речь идет далеко не обо всех странах, а, во-вторых, далеко не обо всех гражданах конкретных стран.

Как пояснил экономист Андрей Мартынюк в комментарии «КП в Украине», в общем случае все группы риска можно условно разделить на две большие части.

Наибольшая угроза голода касается в первую очередь достаточно ограниченного числа стран – в основном, ближневосточных, африканских и латиноамериканских.

Кроме того, в группе риска находятся уязвимые части населения даже в относительно благополучных странах – беженцы, вынужденные переселенцы, мигранты, люди, ищущие убежище из-за войн в своих странах.

Экономист Борис Кушнирук также считает, что в целом миру голод не грозит. Но при этом, считает эксперт, не исключено, что часть стран Ближнего Востока и Африки будут иметь большие проблемы.

— Усугубляющиеся проблемы с продовольствием угрожают социально-политической дестабилизацией этих регионов, что вполне может отразиться на всем мире, — говорит Кушнирук. — Речь идет как о росте числа мигрантов в страны Европы, так и о возможном начале гражданских войн, по крайней мере в некоторых ближневосточных и африканских странах.

Аналитик TeleTrade Сергей Родлер соглашается: вряд ли сегодня уместно говорить о мировом голоде. Все же на дворе сейчас не XIX и даже не XX век, и цепочки поставок находятся на гораздо более высоком уровне. А вот дефицит, говорит эксперт, совершенно точно возникнет, и это будет влиять на ценообразование. 

Подсолнечное масло уже исчезает

Первые ласточки дефицита уже проявились – это подсолнечное масло. Оно практически исчезло с европейских прилавков, а где осталось – сильно подорожало.

— Из немецких магазинов практически пропали подсолнечное масло и мука, — говорит жительница пригорода Берлина Светлана. – Изредка товар появляется, но цена уже выше в полтора раза, и, как правило, установлены ограничения – две бутылки масла и два пакета муки в одни руки.

Постепенно подсолнечное масло «уходит» из торговых сетей Венгрии, Чехии, Литвы, Эстонии – на прилавках остается только рапсовое и оливковое. Причем то, что осталось, подорожало по сравнению с летними ценами в полтора-два раза: рапсовое масло продается по 1,7-1,9 евро за литр, подсолнечное – по 3,5-3,8 евро.

— Проблемы с подсолнечным маслом трудно назвать неожиданными, — говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Украина является мировым экспортером, поэтому совершенно ясно: если мы временно приостановим экспорт, будет дефицит. Так что нынешний дефицит в Европе будет только усиливаться в связи с войной в Украине.

Европейские потребители уже всерьез опасаются, что скоро с прилавков исчезнет и рапсовое масло, но здесь украинские экономисты единодушны: этого добра будет достаточно. Дело в том, что рапсовое масло пользуется гораздо меньшим спросом. Кроме того, лидером по посеву рапса в мире является вовсе не Украина, а совсем другие страны – Канада, Индия, Китай, Австралия, некоторые страны Европы.

На очереди мучные изделия

Как уже говорилось выше, постепенно с прилавков, по крайней мере немецких, исчезает мука, поэтому можно прогнозировать, что далее дефицит коснется мучных изделий – хлеба, макарон, выпечки.

— Все просто: Украина и РФ являлись крупнейшими экспортерами зерна, поставляя примерно треть мирового объема, — говорит Андрей Мартынюк. — Военные действия и санкции заморозили поставки этих продуктов, соответственно, дефицит и подорожание неизбежны.

В то же время Родлер отмечает, что на сегодня цены на зерно вновь пришли к равновесию, поскольку участники рынка учитывают возможное наращивание объемов экспорта из других стран, в том числе из Индии.

— Впрочем, риски ухудшения ситуации остаются, так как в Бразилии, Канаде и США сталкиваются с засухой, однако пока оценивать влияние данного фактора рано, — отметил эксперт в беседе с «КП в Украине». — Важный момент: экспорт оказался практически невозможен не только из Украины, где заблокированы порты, а отправка осуществляется ограниченными партиями по железной дороге, но и из РФ, где также не могут полноценно воспользоваться своими портами в Черном море.

Главным образом от экспорта пшеницы из двух стран зависят в Эритрее и Сомали, где на них приходится почти 100% потребляемого зерна, продолжает Родлер. Также большую роль экспорт влияет в Катаре, Монголии, Армении, Грузии, Азербайджане, Ливане, Пакистане, Джибути, Киргизии. Здесь зависимость меньше, поэтому кризис возникнуть не должен, но повышение цен определенно произойдет.

Мясу и птице подготовиться

Аналогичная ситуация с кукурузой, существенную долю которой на европейский рынок также поставляла Украина. Причем кукуруза – это не только попкорн и консервированная кукуруза в банках. Это в первую очередь корма.

— Дефицит кукурузы в той или иной степени скажется на всех продуктах питания, — говорит Охрименко. — Кукурузу используется прежде всего как корм для птицы. А это значит, что предложение птицы станет меньше, и цены на нее вырастут. Вообще война в Украине показала, насколько мировой рынок продовольствия зависит от нашей страны. И сегодня все заинтересованы в том, чтобы ситуация хотя бы не усугублялась.

Мартынюк соглашается: следствием дефицита зерна и кукурузы действительно может стать дефицит и подорожание продуктов животного происхождения, таких как мясо, молоко, яйца.

Что дальше

Экономисты, опрошенные «КП в Украине», обращают внимание на то, что санкции лишили европейское сельское хозяйство дешевых удобрений, и тамошним аграриям придется использовать более дорогие аналоги, что в конечном итоге также приведет к росту цен на продукты.

— Из-за войны действительно возникли проблемы с экспортом удобрений, а это уже может оказать долгосрочный негативный эффект на мировое АПК и способствовать проблемам с ростом цен на продукты даже в странах, где не сильно зависят от поставок именно из Украины и РФ, — считает Родлер. — Все будет зависеть от продолжительности войны: если она затянется до конца года, то африканские и ближневосточные страны столкнутся с уже серьезными экономическими проблемами. Например, в Египте на закупки потребуется потратить дополнительно минимум 0,4% от ВВП. Но все же думаю, что за счет различных отработанных механизмов по субсидированию и взаимопомощи реальный голод возникнуть не должен.

Экономист Владислав Банков уверен: даже несмотря на сокращение производства растительного масла, зерновых на фураж, продовольственной пшеницы, голода в Европе не случится.

— Что касается Украины, то, думаю, ничего из продуктов не исчезнет — просто ассортимент адаптируется под существующий спрос, и это нормальный рыночный механизм, — резюмировал Банков. – А нехватка тех или иных товаров может быть обусловлена логистическими трудностями или перегибами с регуляцией, которой злоупотребляют остатки чиновников на местах, но она если и будет, то кратковременной.

Источник