Директор ЧАЭС Валерий Сейда: Россияне говорят, пустите на станцию съемочную группу, и мы что хотите привезем — Life

Директор ЧАЭС Валерий Сейда: Россияне говорят, пустите на станцию съемочную группу, и мы что хотите привезем - Life

Фото: Григорий Константинов/facebook.com/solarchernobyl

Чернобыльская атомная станция продолжает работать в стабильном режиме, но остается под оккупацией. Коллективу удалось провести частичную ротацию – на освободившиеся места прибыли 46 специалистов, добровольно согласившись заменить бесконечно уставших товарищей.

В Славутич подвозят картошку и молоко

Однако тринадцать сотрудников отказались от сменщиков, продолжают дневать и ночевать на станции, не отходя от рабочих мест. Как рассказал «КП в Украине» директор ЧАЭС Валерий Сейда, причины отказа от ротации разные.

— Часть сотрудников живут в селах Иванковского района, им нет смысла ехать в Славутич. Их дома находятся совсем в другом, опасном, направлении и тоже под оккупантами. Часть людей живет в Киеве, куда тоже сейчас от нас не добраться. Несколько человек занимают очень ответственные позиции, им не нашлось замены, и они остались.

— Валерий Александрович, но у этих людей был же выбор?

— Конечно был, но они приняли решение остаться. Не могли бросить свои объекты, чтобы не допустить сбоев в работе оборудования.

Большинство семей сотрудников ЧАЭС живут в Славутиче. Этот город атомщиков был построен после Чернобыльской катастрофы вместо умершей Припяти. Сейчас, как и многие другие города, Славутич переживает тяготы войны.

Когда взрывом была повреждена линия электропередач на Чернобыльской АЭС, Славутич остался без света и тепла. Сейчас коммунальные блага вернулись, но начались проблемы с продуктами. Валерий Сейда знает это не понаслышке, поскольку сам находится в Славутиче.

— Здесь же семьи наших сотрудников, — говорит директор ЧАЭС. – Некоторые на свой страх и риск уезжают с гумконвоями, но многие остались. Продукты подвозят — картошку, молоко. В городе пекут хлеб. Начали выдавать гуманитарную помощь – окорочка, сахар, купу, макароны.

Выплатить зарплату сотрудникам ЧАЭС пока нет возможности. Деньги есть, но перебит оптоволоконный кабель, без интернета до счетов не добраться.

— Сейчас ищут возможность решить эту проблему. Надеемся, в ближайшее время вопрос решится.

Зачем чужое, когда есть свое

В новую смену на ЧАЭС вошли и повара. Столовая на атомной – корреспондент «КП в Украине» это не раз проверил на себе – всегда славилась хорошей кухней.

— Валерий Александрович, есть возможность подвозить продукты?

— Продукты еще есть, новая смена тоже пришла с небольшим запасом. Тут россияне постоянно еду предлагают… Говорят, пустите на станцию съемочную группу, и мы вам все что хотите привезем.

— Не соглашаетесь?

— Нет, конечно. Говорим, зачем нам чужое, когда есть свое.

— Добровольцев на ротацию трудно было набрать?

— Дело не только в желании людей, дело в объективной реальности. Из-за нее мы не смогли найти сменщиков на некоторые позиции. Например, все три сменщика начальника службы физзащиты призваны в тероборону. Из Чернигова, вокруг которого идут боевые действия, не смогли выехать несколько специалистов.

Сводки о состоянии дел на ЧАЭС Государственная инспекция ядерного регулирования Украины систематически передает в МАГАТЭ. По последней информации, достигнута договоренность об организации предстоящей ротации персонала, работающего на объектах обращения с радиоактивными отходами. Есть опасения, что, если украинские специалисты покинут станцию, туда могут зайти работники Росатома.

— Да есть уже несколько гражданских, которые представляются работники Росатома, – говорит Валерий Сейда. — Ходят, смотрят, задают вопросы. В работу оборудования не вмешиваются.

Директор не допускает мысли, что ЧАЭС останется без своих специалистов. Для ее сотрудников это тоже фронт, на котором необходимо поддерживать ядерную и радиационную безопасность, а также систему жизнеобеспечения такого объекта.

Источник