Фото: REUTERS
С 21 сентября мир с некоторым изумлением наблюдает, насколько быстро россияне могут «самоорганизоваться» и дружно разбегаться по всей планете. Больше всего, конечно, не повезло бывшим «советским братьям», но в целом потенциальные призывники сдрыснули куда глаза глядят. Или, если точнее, куда были билеты и куда еще впускали.
Первые экономические последствия этого всероссийского бегства уже появились – в РФ констатировали острую нехватку медиков. А украинские экономисты с большой долей удовлетворения отмечают: мобилизация довершит то, что пока не смогли сделать санкции.
«Удалось отправить мужа «не за все деньги мира»
Знакомых в РФ у меня осталось немного, и ни один из них не горит желанием попасть под мобилизацию. Несколько человек продемонстрировали впечатляющую скорость реакции и уехали практически сразу после объявления о частичной мобилизации – 21-22 сентября.
— Муж состоит в запасе и имеет военный билет, а его возраст – как раз на верхней границе его звания, — говорит жительница Москвы Александра. – Решение об эмиграции мы приняли еще 24 февраля (сейчас наши документы находятся на рассмотрении в Канаде), но тут я поняла, что медлить нельзя. Страна оставила нам небогатый выбор: отправиться на войну, сесть в тюрьму или уехать первым попавшимся рейсом. И хотя глава семьи у нас муж, в этот раз я не дала ему принять решение и буквально вытолкала его в одну из пока еще дружественных стран. К счастью, удалось не отдать за билет «все деньги мира» — он нам обошелся «всего» в 2200 долларов. Это было самое сложное решение в нашей жизни – так я думала 21 сентября. Но уже через два дня я приняла еще более тяжелое решение: сдать квартиру (продать сейчас ее нереально), перевести ребенка на онлайн-обучение и уехать вслед за мужем. Меня в этой стране больше ничего не держит.
Моя знакомая Вероника, которая тоже сейчас живет в российской столице, рассказывает, что большинство мужчин призывного возраста в ее окружении пропали в неизвестном направлении, а зять с большим трудом вылетел в ОАЭ 27 сентября. Причем сначала он взял билет в Баку, но перед самым вылетом выяснилось, что там очень серьезные карантинные ограничения, а он не вакцинирован и не болел коронавирусом. Так что билет за 80 тыс. рублей (около 1300 долларов) просто пропал.
— На самом деле мне кажется, что зятя не должны были призвать – он не служил в армии, не говорит по-русски (он иностранец и получил гражданство буквально перед самым началом войны), да еще и на конец сентября у него была назначена плановая операция, — рассказывает Вероника. – Но дочь ничего и слушать не хотела и в итоге заставила его улететь. Осталась одна с тремя детьми: старшему — 6 лет, младшей – месяц. Возможно, она и права: обстановка в Москве нервная, мужчин призывного возраста отлавливали прямо на улицах, а в регионах и вовсе ходили ночами по домам, мотивируя тем, что днем все на работе. Так что береженого бог бережет.
По словам Вероники, спасаются потенциальные призывники кто как может. Несколько ее коллег-мужчин утром 22 сентября просто не вышли на работу и отключили телефон. А для зятя ей самой предлагали купить за 350 тыс. рублей (около 5800 долларов) медицинскую справку о том, что он попал в ДТП и получил травмы, несовместимые с военной службой. Студенты пытаются взять бронь, а аспиранты бегут. Основными направлениями были Казахстан и Грузия, но сейчас там уже стоят мобилизационные пункты, так что не убежишь.
Немного цифр
Заявленные 300 тыс. призывников (хотя сами же россияне не исключают, что призвать могут и миллион) – это в гражданской жизни молодые люди до 35 лет, самые экономически активные члены общества. Так что эти выбывшие из экономики сотни тысяч – уже хороший удар, но далеко не окончательный.
По данным аналитика и бизнесмена Дениса Довгополого, который, по его словам собирал цифры из инсайдерских источников неделю, за полмесяца из РФ выехало от 900 тысяч до 1,2 млн человек. Из них 70% — это мужчины, что означает, что если к ним приедут семьи, это выльется в полтора-два миллиона экономически активных людей. Если принять, что всего в РФ таких 35 млн, выходит 5%, что очень существенно. Тем более печально для России то, какие это 5% — в основном, верхняя часть среднего класса.
Люди, которые не имеют денег выехать или же в своей жизни только пару раз выезжали в Турцию или Египет, не отважатся на такую авантюру, продолжает эксперт. Но это не означает, что все они сидят и ждут призыва.
— По разным оценкам от 2 до 3 млн человек уволились – вернее, просто ушли и не вернулись на работу, — приводит данные эксперт. — Около 1,7 млн перестали проживать по месту прописки, из которых 300 тысяч переехали в другой регион. По оценкам некоторых экономистов сразу после объявления мобилизации эффективность труда по стране упала на 80% и до сих пор еще не выросла выше 60% от домобилизационной. И это очень важно: полностью вырубить 3-5% экономически активного населения – это мелочь по сравнению с тем, что 100% население впало в депрессию на две недели и перестало работать.
Подводя итоги, Денис Довгополый резюмировал: мобилизацию можно по праву считать одним из самых тупых решений наших врагов.
Удаленка не поможет
«КП в Украине» обсудила тему влияния мобилизации на российскую экономику с экономистами, и многие настроены оптимистично.
Экономист Всеволод Степанюк считает, что отъезд части населения из РФ, в краткосрочной перспективе решает проблему безработицы, которая обострилась в связи с санкциями, но в долгосрочной перспективе скажется на экономике негативно. Ведь уезжают не только артисты, которые все время на слуху, но и айтишники, квалифицированные рабочие, медики.
Как пишут российские СМИ, вслед за IT-cпециалистами, инженерами и блогерами из России начали массово уезжать врачи. За последнюю неделю сентября, то есть после начала мобилизации, число объявлений о найме врачей, медперсонала, провизоров подскочило в 2,5 раза по сравнению со средними значениями летних месяцев. Спрос непосредственно на врачей только за первую неделю призыва в армию вырос на 10%.
Некоторые украинские эксперты считают, что российскую экономику от катастрофы сможет спасти удаленка, но тут, как любят говорить наши соседи, не все так однозначно.
— Думаю, что оценки потерь российской экономики от мобилизации преувеличены, — отметил в беседе с «КП в Украине» аналитик Даниил Монин. – Во-первых, пока привлекли всего 92 тысячи человек. Частично кто-то сбежал, но поскольку население при ковиде приучали к удаленке, они смогут работать в удаленном режиме. Кроме того, российская экономика постепенно теряет рабочие места, так что здесь все совпало: работать негде и некому.
Интересно, что сами россияне предположение о том, что они смогут работать на удаленке, слушают с горькой усмешкой. И констатируют: то, что для украинцев является вполне обычной историей, для россиян сегодня почти невозможно.
— Во-первых, я не думаю, что российские работодатели захотят связываться с уклонистами на удаленке – это чревато огромными неприятностями, — говорит Вероника. – Во-вторых, даже если работать в другой стране удаленно не уклонисту, а, например, мне, то деньги как я получу? Карту «Мир» закрыли во всем мире – даже казахи и узбеки! Знаю, что некоторые пользуются сервисом быстрых денежных переводов «Золотая Корона», но там, говорят, всех берут «на карандаш» и неизвестно, чем это в итоге закончится.
Крипторынок тоже перекрыли
Кое-какие надежды были на крипторынок, но и этот путь уже практически перекрыт: 6 октября Евросоюз ввел восьмой пакет санкций и запретил обслуживать в ЕС криптокошельки граждан и резидентов России.
— Ограничения станут препятствием для пользования криптовалютами, — комментирует аналитик компании Esperio Александр Болтян. — Централизованные биржи увидят отток клиентов, децентрализованные биржи получат приток клиентов, но не в полном объеме. Это «закручивание гаек» усилит отток богатых людей из России и поддержит желание поменять гражданство. Тем более что есть варианты получения гражданства за инвестиции в Португалии или, например, на Мальте. То есть люди будут тратить свои миллионы на то, чтоб спасти накопления. В то же время отмечу, что многие российские миллионеры уже поменяли гражданство или получили юридическое основание для жизни в странах ЕС, Эмиратах, США и т.д. А вот для россиян, у кого немного денег на криптосчетах, решение ЕС – это повод вывести деньги в кэш. Спрос на недвижимость в странах ЕС от этого не увеличится, так как суммы вряд ли будут весомыми. Те, кто покупал криптовалюты в феврале, например, находятся в просадке на 45-50% от цен покупки криптовалют. Поэтому на накоплениях россиян, которые сейчас будет выводить свои криптовалюты в кэш, запрет скажется негативно. Они потеряют деньги, ведь покупали по 39 тысяч за биткоин, а выводить будут по 20 тысяч.
Чума на ваш дом
Оценивая число российских «мобилизационных» мигрантов, аналитик Алексей Кущ считает, что реальности соответствуют цифры порядка 700 тысяч человек. Хотя цифры могут быть намного выше, учитывая, как много людей выезжают через границы с упрощенным режимом контроля. Кроме того, огромное число людей пытаются пересечь границы незаконно, ведь билетов нет не только на самолеты, но и на поезда и автобусы.
— Определенные выводы можно сделать, отслеживая отток наличности из российских банков на десятки миллиардов рублей, — говорит экономист. – Сейчас мы видим повторение пиковых значений февраля-марта, но по итогам осени отток превысит весенние показатели в полтора-два раза. Люди забирают деньги из банков, чтобы иметь средства на жизнь на новом месте – как за границей, так и в другом городе РФ, где они пытаются спрятаться от военкомата. Российские банкиры уже находятся в ожидании банковского кризиса. А социологи считают, что негативный демографический след от мобилизации в несколько раз превысит негативный след от пандемии.
Сейчас российская статистика после аннексии украинских территорий «рисует» 156 миллионов жителей, но эти цифры очень далеки от реальности, продолжает Кущ. Зато вполне реальны потеря нескольких миллионов экономически активных людей, уехавших за границу, несколько миллионов спрятавшихся в городах и селах, несколько сотен тысяч погибших.
Что касается возможного возвращения этих людей, то, говорит Кущ, вопрос в том, насколько это все затянется. Если война закончится быстро, то большинство вернутся, но даже в этом случае демографические потери минимум в 2-3 раза превысят пандемические. Если же война затянется, то эмигранты начнут серьезно обустраиваться и потянут за собой семьи — жен, детей, родителей. «Мобилизационная» миграция перерастет в экономическую, социальную, политическую, и тогда негативный эффект превысит пандемический уже в 10 и более раз.
— Эта война для РФ – как большая чума в демографии, — резюмировал эксперт. – Которая в свою очередь вызвана большой политической чумой.
Оставьте ответ