Большое подорожание топлива: ждать ли 60 грн за литр — Экономика

Большое подорожание топлива: ждать ли 60 грн за литр - Экономика

Фото: УНИАН

Дешевое топливо в Украине заканчивается, и автомобилисты уже на нервах. С февраля ценники на украинских АЗС ползли вниз, все к этому как-то привыкли, а теперь, похоже, придется отвыкать. У понижения цен было несколько причин – от снижения котировок на нефть и нефтепродукты до укрепления гривны. Но сейчас ситуация разворачивается в обратную сторону.

Что происходит на топливном рынке, как связаны налоги на топливо и цены на АЗС и насколько могут подорожать бензин и дизель? Ответы на эти вопросы KP.UA искала вместе с экспертами.

Пять больших проблем

Анализируя рост цен на топливном рынке, можно назвать пять основных причин.

Во-первых, в конце марта рынок начали раскачивать сообщения о снижении запасов нефти в США. Это подстегнуло цены на нефть вверх, а следом подтянулись ценники на нефтепродукты.

Вторая причина кроется в проблемах с логистикой из-за ухудшения погодных условий в начале апреля. Бензовозы выбились из графика и застряли на границах, что, в свою очередь, привело к значительному снижению запасов топлива на внутреннем рынке.

Третья причина – укрепление доллара и прогнозы относительно того, что курс продолжит расти и дальше.

Четвертой причиной трейдеры называют возврат полного размера НДС (рост с нынешних 7% до 20%) и акциза (сейчас 100 евро на тысячу литров, в то время как до войны акциз на бензин составлял более 200 евро, на дизель – 140 евро).

О пятой причине, в противовес четвертой, говорят эксперты: жадность трейдеров.

Что будет с ценами

Сегодня в СМИ активно разгоняется тема о том, что после возвращения налогов цены нас, мягко говоря, не обрадуют. Как известно, возвращение налогов на топливо до довоенного уровня планируется с 1 июля 2023 года. Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн уже подсчитал, насколько могут подрасти ценники на АЗС.

По его словам, если ориентироваться на текущую ситуацию и возвращение к довоенным акцизам, то бензин вырастет с 47,17 до 58,35 грн/литр, дизтопливо – с 47,43 до 55,10 грн/литр, LPG – с 21,77 до 24,40 грн/литр.

В то же время аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак не ждет значительного роста цен в силу того, что спрос внутри страны не будет увеличиваться, несмотря на сезон отпусков и посевные. По его словам, к лету А-95 может стоить порядка 49 гривен за литр, а газ – около 23 грн.

— Цены на бензин вырастут уже в мае, — считает Максим Орыщак. — Это случится на фоне решения стран ОПЕК+ сократить объемы добываемой нефти, что вызвало ее подорожание. То есть для нас цена закупки топлива выросла. Реакция спекулятивного рынка дала скачок цен вверх с уровня около 75 долларов за баррель до 85 долларов. Но в апреле-мае мы увидим спекулятивные колебания цен вниз и вверх в силу других причин. Это монетарная политика США, спрос на энергоресурсы во всем мире, погодные условия и геополитика. Значит, и для Украины цены будут скакать вверх-вниз без целенаправленного роста. Отмечу, что решающими для стоимости литра топлива станут именно внешние причины.

Аналитик Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексей Кущ считает, что попытки представить, что между налогами и ценами на бензин есть прямая зависимость – это своеобразная манипуляция. На самом деле, поясняет эксперт, прямой зависимости нет, поскольку в данном случае нет связи между ростом цены и снижением спроса. То есть, если цена на топливо вырастет на 5%, это не приведет к уменьшению спроса на 5%. Причем рост цены всегда будет опережать снижение спроса.

Топливо – это специфический по эластичности товар, в котором изменение цены не приводит к пропорциональному изменению спроса, продолжает Кущ. Продавцы топлива всегда продают свой товар по максимально возможной цене на рынке, и налоги тут ни при чем. Если бензин покупают по 50 грн за литр, они будут продавать по 50, если будут покупать по 60 – значит, продадут по 60.

— Дело в том, что топливо – это труднозаменимый товар, — поясняет эксперт. – Когда дорожает гречка, люди переходят на рис или картошку, но автомобиль картошкой не заправишь, и на электромобиль в один момент не пересядешь. Так что, если у машины бензиновый двигатель, особого выбора нет. Конечно, можно пересесть с автомобиля на метро, но если человеку нужно сделать в месяц определенное число поездок – например, за город к родителям — он все равно будет заправляться и ехать. Топливникам остается только нащупать точки, на которых у них будет максимальная прибыль.

Время поднимать налоги

Эксперты напоминают обстоятельства, при которых год назад отменили акциз и снизили НДС. Тогда цены на нефть из-за войны взлетели до 140 долларов за баррель, ситуация в стране была очень тяжелая и неопределенная. Именно поэтому власти решили поддержать потребителя, снизить налоги и таким образом предотвратить подорожание топлива.

Правда, позже этот шаг был нивелирован ростом цен.

— Из-за разрушения системы поставок топлива, нефтебаз и НПЗ на фоне логистической неготовности быстро развернуться в сторону Европы, мы столкнулись с дефицитом, — констатирует эксперт. – Когда топлива нет, нет разницы, сколько потребитель экономит в теории – 5 или 20 грн на литре. Сейчас рынок сбалансирован, поэтому пришло время повышать налоги.

Сергей Куюн считает решение о возвращении налогов на топливо правильным.

Во-первых, говорит эксперт, стране нужны деньги.

Во-вторых, цены на нефть по сравнению с прошлым годом упали.

В-третьих, снижение НДС привело к злоупотреблениям некоторых импортеров, которые начали выводить прибыль из страны путем фиктивного завышения цен на импортированный нефтепродукт.

И, наконец, нефтепродукты – это импортный товар, а отток валюты нужно сокращать. Один из способов сокращения потребления топлива – это рост налогов и, соответственно, цен.

В то же время Алексей Кущ подчеркивает: топливо – это высокомаржинальный товар. Трейдеры ничего не производят. Они покупают за границей, а продают здесь, зарабатывая на разнице в цене. И увеличение налогов будет влиять исключительно на заработок трейдеров, а не на цену на АЗС, поскольку ее ограничивает платежеспособность населения. Это, кстати, подтвердила и осень, когда акцизы вернули, но топливо не подорожало. 

— Но тут есть такой интересный момент, — говорит аналитик. – Сейчас цена на нефтепродукты растет, стоимость нефти превысила 88 долларов за баррель и вполне может дойти до 100. А раз дорожает нефть, будет дорожать и бензин. Это подорожание вполне могут представить так, будто оно случилось из-за возвращения НДС. И трейдеры, пользуясь случаем, попытаются снова пролоббировать для себя налоговую льготу. Но, как я уже говорил выше, средний уровень налогообложения на топливном рынке погоду не делает. Поэтому вопрос только в том, пойдет часть этих денег в казну в виде налогов или же в карманах трейдеров осядет дополнительный сверхдоход.

Цены на топливо волнуют украинцев не только сами по себе, но и в качестве очередного катализатора роста цен на продукты. Так, Максим Орыщак считает, что украинцам нужно учитывать риск роста цен на еду и заботиться о наличии продуктовых запасов не только к лету, но и до конца года.

При этом эксперты напоминают, что связь здесь не прямая, и рост цен на топливо, скажем, на 10%, не означает, что на эти же 10% подорожает морковка или мясо.

По словам Алексея Куща, в ценах различных товаров транспортная составляющая составляет от 10 до 40%. Но, учитывая, что транспортная составляющая — это не только цена топлива, но и зарплата, другие расходы, можно говорить о том, что влияние ценников на АЗС на продуктовые цены еще меньше. И при подорожании топлива, например, на 10%, цены поднимутся на 1-2%. ​

Источник