Фото: facebook.com/derenivska.kupil/photos/
Лимузином по бездорожью
С первого дня войны жители населенных пунктов севера, востока и юга Украины ринулись не только в большие города более безопасных западных областей, но и в поселки, села и совсем крохотные населенные пункты. Как вот Русские Комаровцы возле Ужгорода на Закарпатье. Здесь от силы полторы тысячи жителей, и большая часть из них – постоянно на заработках, ведь работы в округе нет. В соседних двух селах, принадлежащих к тому же старостату, наберется еще столько же.
Чем славятся Русские Комаровцы? Пожалуй, никаких достопримечательностей здесь нет, кроме комплекса «Деренивская купель». Он находится в соседнем Нижнем Солотвино. Крутой комплекс с несколькими отелями и всем, чего душа пожелает – развлекательный комплекс, рестораны, СПА, бассейн, дендропарк, долина ирисов, парк скульптур, оздоровительный комплекс, врачи, салон красоты, мини-гольф — да чего только нет! Мини-курортный городок за селом. Еще и с изюминкой – года три назад с первых страниц не сходили сенсационные новости о том, что закарпатский комплекс вот-вот выкупит светская львица Пэрис Хилтон! Тем более в то время она как раз зачастила в Украину…
Местные жители тогда с удовольствием смаковали сенсацию – может, и дорогу, по которой звезде будет не зазорно на лимузине кататься, в селе сделают, а может, и работы будет побольше – вон сколько у богачей всяких горничных и швейцаров…
Около трех лет назад в селе даже поговаривали, что в отеле уже готовятся встречать Пэрис – мол, а для кого еще здесь затеяли строительство целой вертолетной площадки? В самом деле, не по бездорожью же ей в нашей глубинке добираться…
Вертолетная площадка – для гостей, а не для Пэрис
Но… Вертолетную площадку достроили, а геликоптер с «блондинкой в шоколаде» на борту так и не приземлился…
— Вертолетная площадка нам нужна для гостей — они на своих вертолетах прилетают, — улыбается сотрудница отеля Кристина. – В основном, наши, украинские випы. Кто – не скажу, это закрытая информация… Вернее, прилетали – до войны.
Разведать какие-то детали в селе о внутренних делах комплекса не так-то просто – он «кормит» местных, поэтому подпитывать сплетни готовы немногие. Оно и понятно – работы здесь нет, этот комплекс – фактически единственный шанс приносить копейку в дом. Устроишься – считай, обеспечен. Нет – собирайся на заработки или коровам хвосты в селе крути.
— Да нет, про Пэрис Хилтон – это слухи, — не очень уверенно отмечает «КП в Украине» один из «первых лиц» села. – Владелец комплекса – тот, что был, там ничего не поменялось. Не знаю, приезжала она или нет, но все село бы гудело, если бы такая звезда к нам прилетела. Площадку для вертолетов достроили, да… Хотя мне-то что – пусть хоть бухту сделают. У меня своего вертолета нет.
Сегодня в «Деренивской купели» работают и принимают постояльцев два отеля. Третий отель только готовится к открытию.
В «отеле Пэрис Хилтон» почти все номера заняты переселенцами. Но постояльцев все еще ждут facebook.com/derenivska.kupil/photos/
Полная загрузка
Хотя «принимают гостей» — это громко сказано, на самом деле найти свободный номер сложно – разве что каждый день обрывать провода. Попадают сюда только самые упорные – 90% номеров заняты постоянно. На ближайшие выходные нет ни одного свободного.
— В праздничные дни у нас всегда полная загрузка – на Пасху, майские, зеленые праздники, День независимости и День Конституции, — отмечает сотрудница отеля Кристина. – А сейчас люди живут постоянно – вот как началась война, с тех пор и живут. Некоторые приехали отдыхать еще 15 февраля, 23 февраля – и остаются до сих пор. Некоторым уже некуда возвращаться… Много тех, кто заселился после начала войны — 25, 27 февраля. В первые два дня вы не представляете, что у нас творилось! Телефон ни на секунду не умолкал!
Иногда постояльцы съезжают – не потому, что что-то не понравилось или нет денег – сюда те, у кого нет денег, и не едут, а потому что движутся дальше на Запад. На их место тут же заселяются новые жильцы.
— Много кто продлевает. Если часто звонить, интересоваться, то можно попасть в «окно», — советует Кристина. – Но, честно, с номерами у нас проблема. Вот чтобы у нас жили постоянно уже больше двух месяцев — вообще впервые в истории отеля! Раньше больше двух недель или месяца никто не задерживался.
Только для богатых переселенцев
Гостей принимают только платно. С апреля начался высокий сезон – за номер для двоих придется выложить 5400 гривен в сутки. Это с завтраками. Если трехразовое питание – надо докинуть еще 1800 гривен. Икрой, что ли, кормят… За место для ребенка старше 13-ти — доплата 1700 гривен, от 6 до 12-ти – 950.
— Те, кто заселился раньше, до высокого сезона, платят по старым ценам, — отмечают в отеле. – В низкий сезон номер для двоих стоит 3800. Без питания.
Высокий сезон заканчивается уже 15 мая. Следующий прыжок цен – с 1 июля до 31 августа, затем уже только на Новый год – с 23 декабря по 8 января. Тем, кто поселится в «окно» между самыми низкими и самыми высокими ценами, а это 16 мая – 30 июня, 1 сентября — 16 октября, надо будет платить 4400 за номер для двоих. Место для ребенка тоже дешевеет — в два раза.
Есть вариант выгоднее – апартаменты. За них надо выложить 5300-5500. Есть кухня, можно готовить самому. Но цены на сайте указаны только с трехразовым питанием. С 16 мая апартаменты подешевеют до 3200, а в низкий сезон – до 2700. За эти деньги можно поселиться целой семьей – даже вшестером.
— У нас есть скидки. Если люди живут неделю – то минус 10%, если две – минус 20%, — успокаивает Кристина.
Таким темпом можно было бы дойти и до минус 100%, если жить два месяца… Но владельцы не настолько щедры.
Русские Комаровцы — небольшое село возле Ужгорода без особых условий, но приветливое. Фото: http://komarivsi.narod.ru/720.htm
В школу притащили матрасы и холодильники
Вот кто щедрый – это простые сельские жители Русских Комаровцев. И на хлеб-соль, и на спальные места. Организовались в первые же дни войны, еще до того, как на горизонте забрезжил свет фар первого волонтерского буса, везущего помощь переселенцам.
Решили селить в школе и в детском садике. В классы и помещения с нарисованными на стенах грибочками и гномиками потащили матрасы, одеяла, подушки, холодильники и еду.
— Сносили, у кого что было – картошку, сахар, колбаску, сало домашнее, яйца, — перечисляют местные жители. – Никто не был голодный, это точно.
А на второй-третий день в селе появились волонтеры – привезли еще матрасов, одежду, питание.
Живут переселенцы и в частном секторе – местные их разбирают. Кормят сами – бесплатно.
— В частный сектор еду тоже завозим – я лично развожу, — крутя баранку, одновременно обрисовывает будни села корреспонденту «КП в Украине» местный староста Рудольф Буксар. – Ни одной копейки ни у кого не берем за питание в школе, садике – в тех учреждениях, что относятся к нашему старостату. Детки переселенцев уже с нашими подружились…
Мужчин – в военкомат или на улицу
Староста уже принял около 600 заявлений от переселенцев. Одно заявление может быть на несколько человек, например, на маму и несколько детей. В селе и еще двух соседних, принадлежащих к территории округа, – больше тысячи переселенцев.
— Обращаются каждый день – мы никому не отказываем, — продолжает Рудольф Буксар. – Пока мы с вами разговариваем, у меня уже десять пропущенных. Но насчет мужчин у нас позиция твердая – поселяем без проблем, но наутро должен пойти в военкомат и принести справку, что зарегистрировался. Что они знают, где он поселился. Не появился – жена, детки пусть остаются, а ты – иди куда хочешь!
Староста начинает нервничать – у него чуть ли не полсела ушло на фронт. Кто добровольцем, кого призвали… А в Русских Комаровцах (интересно, будут ли теперь менять название) с мужиками и так плохо: все здоровые – на заработках, а от больных и старых помощи мало… А село – без особых условий, ни подведенной воды, ни канализации… Ту же воду приходится таскать из колодца.
— Есть определенные правила, которые никто не отменял, — волнуется Рудольф Буксар. — Может быть, это чересчур строго, но это справедливо! Наших односельчан очень много пошло на войну, и чтобы кто-то отсиживался у нас или кого-то покрывать, выгораживать — мы не собираемся!
Условий нет, зато тепло, сухо и не стреляют
Конечно, принудительно в армию здесь никого не поведут — в кандалах к военному комиссару не потащат. Но придется искать другое место – из этого села уж наверняка выселят, с такими-то настроениями…
— Заставить служить не можем, но человек тогда должен решить, где будет ночевать, — отмечает староста. – Или вариант проще – показываешь, что ты зарегистрировался, и, пожалуйста, – живи, ешь, пей, никто ни слова тебе не скажет. Но дисциплину не нарушать: алкоголь зафиксировали, сумки собрал – и ты свободный…
Условия в селе – какие есть. На пятизвездочный отель, да и на трехзвездочный не потянет. Но тепло, сухо – не на улице. И с полной тарелкой. Зато не стреляют. А если что – до границы два шага. Первая ракета за всю войну прилетела на Закарпатье только в этот вторник.
— Может, кому-то и не нравится, за всех не скажу, но те, кого встречаю — всем довольны и благодарят, — не унывает Рудольф Буксар. – У нас не санаторий, конечно, «маємо, що маємо», но даже то, что имеем, я считаю, далеко не худший вариант. Мы до сегодня можем принимать и ни одному не отказали.
Что еще люди с высокой долей вероятности не найдут в Русских Комаровцах, так это работу. Ужгород – в 20 минутах езды, но и здесь с работой туго.
Сейчас начинается сельскохозяйственный сезон – и в селах уже говорят о поиске трактористов на поля. Это едва ли не единственный вариант…
— Ну, нет у нас таких, — вздыхает Рудольф Буксар. – Дадут списки, кто еще нужен – посмотрим. Но это вопрос очень болезненный — у нас нет работы и для наших местных. Кто-то из переселенцев пошел волонтерить, кто-то ищет работу за деньги. У нас тут нет предприятий, промышленности, ничего такого…
Несмотря на кажущуюся строгость, в Русских Комаровцах ждут людей, которым нужна крыша над головой на время войны. В местной школе ночлег нашли больше 60 человек, в садике – еще около 40. В соседних Нижнем Солотвино и Глыбоком – еще человек 20. Это стабильная цифра живущих здесь – раньше было больше.
Оставьте ответ