Фото: Архив КП в Украине.
В последнее время тема энергетической безопасности страны снова стала одной из самых актуальных. Новости на эту тему сыплются как из рога изобилия — то СБУ предупреждает об угрозе остановки тепло- и электроснабжения из-за дефицита угля и возможных техногенных катастроф, то эксперты говорят, что к середине декабря мы уже израсходовали столько газа из хранилищ, сколько закачали туда за весь год, то глава «Нафтогаза» Юрий Витренко признает, что в конце зимы могут возникнуть проблемы.
«КП в Украине» разбиралась, куда пропал газ из хранилищ и что нас ждет в этом и следующем отопительном сезонах.
Куда делся газ
Начнем с запасов газа, которого, по словам политиков и чиновников, должно было бы хватить, но на деле он почему-то расходуется с пугающей быстротой. Так, еще летом глава «Нафтогаза» Юрий Витренко отрапортовал, что план по закачке газа в хранилища выполнен досрочно.
«Поручение правительства было выполнено досрочно, за 2,5 месяца до начала отопительного сезона», — написал тогда Юрий Витренко на своей странице в Facebook.
Правда, уже тогда можно было заподозрить неладное. Глава «Нафтогаза» уточнил, что значительное количество газа, который на тот момент хранился в подземных хранилищах Украины, принадлежал коммерческим компаниям, в том числе и иностранным. После того, как цены на газ в Европе взлетели, иностранцы начали продавать газ из наших хранилищ на европейские рынки.
К началу отопительного сезона, который в этом году начался фактически в первых числах октября, в хранилищах было 18,7 млрд кубометров газа. Но уже к середине декабря газа в хранилищах осталось около 15 млрд кубометров. По словам экспертов, по состоянию на 13 декабря из хранилищ отобрали 3,59 млрд кубометров, и это ровно то количество, которое закачали в них с начала года. По состоянию на 16 декабря в хранилищах осталось около 14,9 млрд кубометров. И это еще сильного похолодания не было. Все это время на улице была погода, которая характерна для поздней осени — с температурами около нуля.
Кто-то скажет, мол, оставшихся почти 15 млрд кубометров нам должно хватить на всю зиму. Если смотреть с математической точки зрения, это действительно так, но в энергетике действует другой принцип. Дело в том, что чем меньше в хранилищах газа, тем сложнее его оттуда быстро поднимать. Если вспомнить, как несколько лет назад в марте ударили морозы, а из-за этого резко выросло потребление топлива, при этом к тому моменту запасы газа упали ниже 10 млрд кубометров, то руководство «Нафтогаза» просило людей «прикрутить» газовые горелки. Дело в том, что из-за низкого давления в самих хранилищах энергетики не успевали поднимать необходимые объемы.
Другими словами, из нынешних 15 млрд кубометров газа для прохождения холодов у нас есть чуть больше 5 млрд кубометров. Все, что окажется в хранилищах ниже этой отметки, — это запасы, которых хватает только на относительно теплую погоду. То есть за период до начала марта нам желательно потратить не больше 5-6 млрд кубометров топлива
Куда же подевалось почти 4 млрд кубометров топлива из хранилищ за первые два месяца? Эксперты говорят, что их потратили из-за холодной зимы и вывезли нерезиденты.
По словам энергетического эксперта Юрия Корольчука, часть газа хранилась в режиме таможенного склада. То есть этот газ фактически не поставлялся в Украину, с него не уплачивались налоги, а находился он на обычном хранении. И учитывать его в запасах можно было бы только, если «Нафтогаз» его бы выкупил.
— Только в ноябре трейдеры продали в Европу около 1,1 млрд кубометров газа, — говорит Юрий Корольчук. — Кроме того, расход увеличился из-за того, что появились незапланированные потребители газа — это ТЭЦ. Они начали сжигать газ для производства электроэнергии.
Хватит ли газа
По состоянию на 16 декабря из 14,9 млрд кубометров топлива еще 0,2 млрд находилось в режиме таможенного склада. То есть фактически чистый объем топлива, который мы можем использовать для отопления зимой, составляет 14,7 млрд кубометров. Хватит ли этого?
Да, но при условии, что в Украине не будет долгое время сильных морозов. Эксперты говорят, что чем холоднее, тем больше газа расходуется населением.
— Практика показывает, что каждый градус понижения температуры влечет рост потребления газа на 40-60 млн куб. м в месяц, — говорит Юрий Корольчук.
В «Нафтогазе» признают, что при нынешних запасах топлива ближе к весне могут начаться перебои.
— Если в феврале в Украине будет две недели морозов до 15 градусов, то действительно будут проблемы, — заявил глава «Нафтогаза» Юрий Витренко.
В то же время, по его словам, сейчас запасы газа в хранилище больше, чем были в среднем на эти же даты в 2015-2019 годах. То есть газа должно хватить, но при условии, что морозов не будет.
Угольный фактор
Еще одним фактором более быстрого уменьшения объемов газа в хранилищах может стать тот факт, что Министерство энергетики планирует часть газа пустить на производство электроэнергии. Об этом говорится в сообщении ведомства.
Чиновники говорят, что предусматривается использование газа не на постоянной основе, а только в случае необходимости.
— Это не значит, что мы переводим все наши ТЭС и ТЭЦ на газ, — объяснил первый заместитель министра энергетики Юрий Власенко. — Механизм, который будет имплементирован, предполагает использование газа только для того объема генерирующих мощностей, которого может не хватать в определенный момент.
Много или мало потратят газа при таком использовании? Сложно сказать, но в Министерстве энергетики настроены оптимистично и говорят, что в декабре ожидается около 1 млн 950 тыс. тонн поставок украинского и импортного угля в целом. При этом планируемое потребление угля ожидается на уровне около 1,7 млн тонн. То есть, может быть, сжигать газ и не придется.
Готовьте ваши кошельки
Еще один знаковый момент, который можно отметить по итогам этой недели, — представители власти фактически признали, что будут вынуждены поднимать тарифы после этого отопительного сезона.
— Мы честно говорим, что, если сохранятся текущие цены на газ, мы как национальная компания не сможем покрывать такую большую разницу в тарифах между ценой газа в Европе и тарифом для населения, — говорит Витренко. — Поэтому будет серьезный разговор внутри страны: с депутатами, фактически голосующими за бюджет, которые определяют источники и использование средств, с потребителями, с украинцами. Мы действительно будем вместе садиться и решать, как жить дальше.
Причем эксперты говорят, что сейчас население и предприятия ТКЭ уже потребляют больше газа, чем добывает государственная компания «Укргаздобыча».
— Добыча падает, — говорит Юрий Корольчук. — По итогам этого года будем иметь от 1 до 1,5 миллиарда кубометров разницы между теми объемами, которые потребляют население и предприятия ТКЭ, а это около 14 млрд кубометров, и тем, что добывает «Укргаздобыча». Думаю, что добыча будет около 13 млрд кубометров.
Интересно, что в «Нафтогазе» во всем винят расточительных граждан. Ведь если бы потребление у нас было бы, как в Польше, то страна смогла бы не только отказаться от импорта, но и экспортировать топливо. Правда, Юрий Витренко старается обходить стороной тот момент, что именно «Натфогаз» провалил программу наращивания добычи газа.
— В конце 2016 года Кабинет министров Украины одобрил Концепцию развития газодобывающей отрасли Украины (Программа 20/20), предусматривающей, что «Укргаздобыча» увеличит добычу газа с 14,5 млрд куб. м в 2016 году до 20 млрд куб. м в 2020 году, — говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко. — По итогам работы в 2016-2020 гг. «Программа 20/20» была полностью провалена и вместо 20 млрд кубов предприятием в 2021 году будет добыто лишь около 13 млрд куб. м природного газа.
На фоне этого в «Нафтогазе» предложили украинцам «переходить с природного газа на биогаз».
— Биогаз можно делать из отходов сельскохозяйственного производства, с переработки мусора, — заявил Витренко. — Это надо делать. Украина может как минимум 5 миллиардов кубометров природного газа заменить биогазом, нужно увеличивать добычу.
Эксперты в свою очередь говорят, что такие проекты быстро не реализуются. А решать, что делать с газом, придется уже через полгода.
— К концу отопительного сезона мы подойдем с полностью пустыми хранилищами, — резюмирует Юрий Корольчук. — Если не получится закупить необходимые объемы газа после этого отопительного сезона, то Украина вполне может оказаться в критической ситуации уже в следующем отопительном сезоне.
Оставьте ответ