Фото: facebook.com/Diana Shevchuk
Мама ушла на фронт
Еще год назад у ученицы 11-го класса Дианы Шевчук из Львова были совсем другие планы на жизнь. Она грезила архитектурой и мечтала учиться в Великобритании или в США. И уверенно шла к своей мечте: язык, оценки – учителям ничего не давало повода усомниться в том, что у нее все получится. Но год назад ее жизнь, как и у всех, стала другой. Все чаще вместо зубрежки уроков девочка доставала прицелы, рации и бронежилеты, паковала и отправляла гуманитарку на восток, навещала детей в Донецкой и Луганской областях и тех, что переехали на запад страны.
А около двух месяцев назад ее занятия приобрели дополнительный смысл – служить на восток отправилась и мама Дианы.
— Мама рассказывала о накладках, которые случаются во время выполнения заданий – на несколько групп военных может быть одна машина, транспорта не хватает, — вспоминает в разговоре с KP.UA Диана Шевчук.
— Когда я рассказывала о таких рабочих моментах, Диана спросила: «Мама, тебе машина нужна? Я попробую собрать на нее деньги», — отмечает KP.UA мама девочки Евгения Пальцева. – Я ответила: «Ну, конечно, если у тебя выйдет – было бы очень неплохо».
До этого 16-летняя Диана никогда не пробовала собирать деньги на нужды военных сама — только на счет одного из львовских благотворительных фондов. Поэтому особой надежды на то, что все удастся, не было.
На внедорожник для военных Диана собрала деньги за полторы недели. Фото: facebook.com/Diana Shevchuk
Разочаровалась в фондах
В то, что вот так сразу удастся собрать на машину, не верила и ее мама.
— Скажу откровенно — я разуверилась в денежных сборах от фонда, — признается Диана Шевчук. — Мы собирали на разные нужды, но люди уже устали от этого, и сборы так не выстреливают, как раньше. Решила — нечего терять, и выставила объявление о сборе денег на машину для мамы в профиль в Инстаграм и Фейсбук. Я и раньше репостила сборы, но оно так не заходило…
Репост сделали ее друзья и друзья друзей, но самые крупные транши прислали люди, которых она знала меньше всего.
— Например, мужчина, с которым случайно познакомилась — стреляем в одном месте на стенде, — объясняет Диана. — Он дал одну из наибольших сумм. Было три больших вклада, а остальное собрали знакомые и друзья.
Эта поездка на Донбасс была запланированной – вместе со священником отвозили дрон, на который собрала церковь. Поэтому Диана боялась не успеть собрать деньги еще и на машину к этому дню – ведь каждая такая поездка сама по себе обходится волонтерам в круглую сумму.
— В последний день перед выездом нам еще не хватало треть суммы, – вспоминает Диана. – Это был мой наибольший страх, что я соберу половину суммы – и что я дальше буду делать?! Я начала стучать в разные организации, банки – и один из них отозвался, и за этот день его коллектив собрал оставшуюся часть! Машину из Польши пригнал знакомый, который возит гуманитарку, – я его попросила, ведь сама за руль еще не сажусь.
Всего за полторы недели девочке удалось собрать 3000 у.е. на внедорожник. Еще на 500 долларов его владелец сделал скидку. Уже до конца суток машина была во Львове.
Вблизи линии фронта авто встречала мама девушки — военнослужащая Евгения Пальцева. Фото: facebook.com/Diana Shevchuk
Осенью пригнала военным шесть бусов
На почти новом внедорожнике на Бахмутском направлении уже рассекает мама девочки – она служит в паре десятков километров от Бахмута.
— Я постоянно за рулем — объезжаю подразделения, — отмечает военнослужащая Евгения Пальцева. – Поэтому без машины никак. Конечно, они у нас есть, но они ломаются, часто горят – потребность в них есть постоянно… До этого я должна была искать, кто бы меня отвез, или просить у кого-то машину – другим же тоже надо. А теперь я быстрее могу оказывать помощь по своей работе.
Конечно, машина – не личная собственность мамы юной волонтерки, точно так же ею пользуются другие военные.
— Правда, машина праворульная и на механике, но мама сказала: «Поедем!» — улыбается Диана.
Машину девочка искала сама, как и сама оформляла все документы. Отмечает – с техобслуживанием денег бы не хватило, но его согласились сделать почти бесплатно.
Это не первая машина, которую Диана отправила на Донбасс, но первая, на которую собрала деньги самостоятельно – без помощи фондов. До этого осенью искала и отправила шесть грузовых «Мерседес-Спринтер». Прошлой весной организовывала поставку для военных 2800 бронежилетов.
В зону боевых действий девушка приезжала не впервые. Ей даже разрешали подержать в руках оружие.Фото: facebook.com/Diana Shevchuk
Помощь людям важнее поступления в вуз
До полномасштабного вторжения Диана посвящала волонтерству день в неделю или даже в две. Теперь оно съедает почти все ее время.
— В этом году я заканчиваю школу, и мне тяжело расставить приоритеты — что важнее: учиться, как большинство моих знакомых, которые без остановки целыми днями готовятся, или все-таки заниматься волонтерством, как я, ведь это может многим помочь и спасти много жизней, — делится размышлениями Диана. — Я только два дня в неделю занимаюсь с репетиторами – и эти два дня я едва перевожу дух, а остальное время отдаю волонтерству. Все-таки ничего нельзя сравнить с помощью людям, пусть я даже не подготовлюсь к тесту… Когда идет война — все отходит на задний план. Считаю, что сейчас все-таки важнее помощь другим – и это приблизит победу.
Также Диана пишет презентации проектов для американских благотворительных фондов, которые помогают украинцам. Последние три касаются строительства реабилитационного центра для военных, чем, считает девочка, нужно заниматься уже сейчас, а также размещения переселенцев на Закарпатье – у нее уже есть такие запросы, и производства украинских беспилотников – оно идет, но не хватает финансов.
Если из-за многих других задач не успеет подготовиться и провалит тест – не видит в этом большой проблемы.
— Это не конец — поступлю через год, — отмечает девочка. – Если в первые месяцы войны я была нацелена поступать в Великобританию или США, то сейчас уже понимаю — я никуда не поеду. Я просто не хочу выезжать из Украины. Я уже сориентировалась, какое высшее учебное заведение выберу в Киеве. Если не поступлю — это не имеет большого значения, когда есть намного более серьезные вещи. Выбрала кризисный менеджмент — сначала хочу помочь своей стране. А потом уже буду заниматься архитектурой.
Ощущения, что она пропускает шанс на свою беззаботную юность, отказываясь от прогулок с друзьями, у Дианы нет.
— Не могу себе позволить кофе с друзьями, но я знаю, что и для чего я делаю, — отмечает школьница. – Я хочу гулять — и, надеюсь, в ближайшее время это удастся сделать — в свободной стране, где не будет войны.
Скорее всего, позже Диана также свяжет свою жизнь с военным делом – как и ее родители. А уж чем заниматься после войны – решит после ее окончания.
Оставьте ответ