Еще когда я был студентом биофака Днепропетровского госуниверситета, о зоологе-профессоре легенды ходили. Утверждали, что он обладатель уникальной коллекции рогов, украшение которой — крупнейшие в мире лосиные рога длиной 1,3 метра и весом 90 килограммов, привезенные с самой Чукотки.
Валентин Леонтьевич — автор более 600 научных работ. Именно он автор первого в мире учебника «Функциональная зоология» и один из основателей Днепровско-Орельского природного заповедника.
А уже после окончания ДГУ я открыл для себя еще один талант ученого. Оказывается, преподаватель биофака еще и обаятельнейший рассказчик. За рюмкой коньяка он поведал немало занимательных и, разумеется, правдивых историй о себе, об охоте, о птичках, рыбках и зверушках, в которых Валентин Булахов влюблен с детства.
Первое открытие сделал еще в школе
Глядя на днепровского ученого, можно подумать, что он и родился с биноклем в одной руке и с микроскопом в другой. Еще босоногим деревенским мальчишкой Валек твердо знал, что будет зоологом. Единственное обстоятельство, несколько омрачавшее великую детскую мечту, — сомнение: станет великим или нет.
— Однажды залез на шелковицу и задумался: вот как стать знаменитостью? Ведь все уже подсчитано и изучено. Что бы такое придумать, чем удивить? — вспоминает профессор.
Свое первое открытие будущий ученый сделал еще школьником — изобрел весьма оригинальный способ ловли рыб: глушить их собственным животом.
— Раньше в окрестностях села Могилев Царичанского района было множество степных озер с огромным количеством рыбы, — рассказывает изобретатель. — И вот я замечал в озерце какую-нибудь рыбину, подбирался и внезапно падал на нее всем брюхом. Так я добыл первых в своей жизни карасей.
Наверное, спустя годы таким образом изобретательный профессор мог бы добыть больше трофеев. Живот все же побольше мальчишеского! Но где те озера и где те караси!
Любовь-страсть ко всему живому сопровождает днепровского зоолога всю жизнь. Он уже много лет играет с истиной в прятки, разыскивая ее приметы в птичьих гнездах и звериных следах. Иногда природа благотворит этим поискам. Иногда нет.
— Когда мне было восемь лет, в Орельском лесу я нашел гнездо кобчика, — отмечает Валентин Булахов. — Решил взять себе птенца. Известно же, что эти мелкие сокола замечательно приручаются. И вдруг возвращаются оба родителя. Ну и пикируют на меня. Я рукой заслонился от них и полетел вниз с 10-метровой высоты. Хорошо еще, что отделался легким испугом. Вообще-то никакого вреда кобчики мне не причинили бы. Ведь в воздухе они охотятся только на насекомых. Вот большие соколы, у которых когти острые как бритвы, те действительно могут поранить. Но тогда я струхнул и с тех пор в гнезда к хищным птицам лез осторожно.
Заметим, что это не единственная «оплеуха», которую природа отвесила дотошному исследователю. Однажды, чтобы сделать эффектный снимок, он разворошил гнездо шершней. Эффект превзошел все ожидания! Одно из потревоженных насекомых так ужалило зоолога, что тот потерял сознание.
— Все тело опухло, подошвы ног стали точно подушки, — вспоминает ученый. — Потом месяца три месяца пострадавшей рукой пошевелить не мог.
Наука на всю жизнь!
Здесь Валентину Булахову 85. Фото: Личный архив Валентина Булахова
«Заяц» оказался снежным барсом
После окончания университета Валентин Леонтьевич несколько месяцев проработал старшим охотоведом Днепропетровской области. Один из случаев того времени запомнил на всю жизнь. Еще бы! Председатель облсовета охотников и рыболовов ошеломил его новостью: в Пятихатском районе тигра убили. На поверку «тигр» оказался снежным барсом, появление которого, впрочем, в наших краях также суперсенсация.
— Это было, кажется, в 1957 году, — вспоминает события 65-летней давности Валентин Булахов. — Охотник решил подстрелить зайца. Обычное вроде бы дело. Только заяц какой-то странный: прыгает и прыгает на одном месте. Когда же человек с ружьем приблизился к этому «зайцу», то едва не обделался. А как иначе? За косого охотник принял роскошный хвост барса. Видимо, хищник изрядно проголодался и потому нервничал. Добычей мог стать уже сам стрелок. И стал бы, поскольку дикая кошка набросилась на него, но, к счастью, охотник успел нажать на оба курка двустволки. Попал прямо в горло.
Заметим, что и сам зоолог нередко был свидетелем самых невероятных случаев на охоте. Однажды чуть не случилась самая настоящая драма. Жертвой разъяренного кабана мог стать легендарный Анатолий Щудро — Герой соцтруда, возглавлявший в те годы на Днепропетровщине Новомосковский райком партии.
— В то время полагалось, чтобы главный выстрел сделал начальник. Чтобы трофей добыл именно он, — рассказывает профессор-охотник. — Щудро и поставили на основную звериную тропу, чтобы удача улыбнулась именно ему. Но тут произошло непредвиденное: один из загонщиков поднял кабана с лежки, не выдержал и выстрелил, угодив в ягодицу. Кабан, понятное дело, рассвирепел и помчался прямо на Щудро. Тот успел сделать несколько выстрелов, но забыл основное правило: бесполезно стрелять такому зверю в грудь, поскольку у половозрелых самцов образуется «калкан» — хрящевой панцирь, прикрывающий грудную клетку с обеих сторон. Такой «бронежилет» спасает от ударов клыков соперников и от охотничьей картечи. В общем, животное рассвирепело и набросилось на обидчика. А он, хотя и небольшого роста и с животиком, подпрыгнул (потом даже молодые ребята не могли повторить этот прыжок) и повис на ветке. От неминуемой расправы его спасли подоспевшие коллеги-охотники.
Огромного лося Александр Зыков (крайний справа) застрелил на Чукотке. Фото: Личный архив Александра Зыкова
Мои рога — моё богатство
Валентин Булахов действительно мог, так сказать. В его коллекции одни из самых больших рогов мира. «КП в Украине» удалось разыскать добытчика этого уникального трофея. Это сотрудник зоологического музея Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, кандидат биологических наук Александр Зыков, который в 70-е учился на биофаке ДГУ.
— Этого лося я подстрелил в августе 1978 года, — рассказывает Александр. — Тем летом мне, студенту-третьекурснику, посчастливилось отправиться в экспедицию на Чукотку. Это была обычная охота. Она проходила на озере в пойме Омолона. На одном из островов громадный лось скрывался в зарослях. Стрелял в него с лодки. Первым выстрелом смазал, а вторым — свалил великана. Это был самый крупный лось, официально зарегистрированный на территории СССР. Весил он более 800 килограммов, а рога были действительно огромные. Чтобы пронести их в самолет, пришлось вдоль перепилить лобную кость. Тогда их можно было сложить, и в таком виде они напоминали огромную лодку. Доставить трофей было не просто: три перелета до Киева, а потом еще и поездом до Днепропетровска. Зато радости Валентина Леонтьевича не было границ.
А однажды сам профессор нашел не менее удивительный трофей — останки рогов исполинского оленя.
— Сведений о том, что исполинский олень жил в наших краях, не было, — отмечает Валентин Булахов. — Считалось, что южнее Киева он не заходил. Но как-то в Днепровско-Орельском заповеднике проходило совещание. И когда мы вышли подышать воздухом, я прошелся по берегу и в сотне метров от причала увидел мощные рога оленя. Их концы были обломаны. Ну а после реконструкции размах этих «украшений» достиг бы 3,5 метра. Но и это не предел! Иные особи имели и четырехметровые рога. Обитали гигантские олени не позднее десяти тысяч лет назад (единственный в Украине полный скелет исполинского оленя находится в Киевском палеонтологическом музее. — Авт.). Любопытно, что, согласно новейшим генетическим анализам, ближайшим современным родственником исполинских оленей является европейская лань, а не благородный олень, как предполагалось долгое время. С лосем же гигантских рогоносцев, несмотря на сходство рогов, близкое родство не связывает.
Зоолог с обломками рогов исполинского оленя. Фото: Личный архив Валентина Булахова
Самые живучие — большая синица и домовой воробей
Разумеется, ученые не только коллекционеры и рассказчики. Они еще и наукой занимаются! И днепровский зоолог — не исключение.
В свое время именно Валентин Булахов вместе с коллегами обнаружил еще одну удивительную способность юных лягушек, а, проще говоря, головастиков.
— Иногда научные открытия совершаются как бы случайно, — отмечает ученый. — Так получилось и у нас. Мы исследовали воду реки Коноплянки. Пробы брали под Днепродзержинском (сейчас Каменское. — Авт.). Вода эта была вонючая, грязная, абсолютно непрозрачная. Народ в тех местах босиком боялся ходить, а не то что купаться. И вдруг замечаю, что после нескольких часов отстоя эта самая вода стала чистой, как слеза младенца. Сначала подумал — мои сотрудники поленились идти к реке и воду набрали из крана. Но позже выяснилось, что находящиеся в жидкости взвеси и грязь аккумулировали головастики. Более того, когда мы проверили состав осадка, образующегося из их выделений, обнаружилось, что благодаря юным амфибиям находящиеся в воде тяжелые металлы «утилизированы» химическим образом. Вот такие замечательные головастики!
В недавнем прошлом профессор кафедры зоологии и экологии ДНУ Валентин Булахов изучал особенности экологической адаптации к нарушениям естественного состояния окружающей среды. Исследователь пришел к выводу, что самые живучие наши виды — большая синица и домовой воробей.
— Эти птицы в последнее время мельчают, — констатирует профессор. — И таким образом у них увеличивается скорость обмена веществ, посредством чего вместе с метаболическими отходами выделяется больше вредных веществ. Второй момент — скорость размножения. Стрессовую ситуацию животные компенсируют увеличением плодовитости.
Исполинские олени когда жили в Украине. Фото автора
Оставьте ответ