Отличие советского НВП от европейского: как проводить в школах уроки военно-патриотического воспитания — Life

Отличие советского НВП от европейского: как проводить в школах уроки военно-патриотического воспитания - Life

Фото: ГСЧС Украины

Красной нитью в новом учебном году должна стать тема безопасности. И не важно, будет работать школа онлайн или офлайн, эта тема должна присутствовать в жизни детей, потому что война – это всегда угроза жизни.

В то же время незадолго до начала войны Кабинет министров утвердил порядок общевойсковой подготовки граждан Украины к национальному сопротивлению. В нем указано, что начальная военная подготовка должна проводиться на базе средних школ и других учебных заведений.

От Минобразования и Минобороны разъяснений и рекомендаций пока нет. «КП в Украине» отправила запросы, а пока обратилась к мнению экспертов: что должна изменить в учебных планах война?

Главное — не свести к формальностям

Все вопросы, касающиеся поведения во время войны – как вести себя при тревоге, какие предметы нельзя брать в руки, куда обращаться, если увидели подозрительного человека, и так далее – должны излагаться во время преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). По сути, это наука о том, как человеку положено взаимодействовать с окружающим миром, как избегать опасностей и как не создавать угрозы для окружающих и природы. Но в большинстве наших школ этот предмет считался второстепенным, и не раз поднимался вопрос, что его бы желательно подсократить в пользу математики или физики.

Сейчас важность ОБЖ существенно повышается, как и знакомство школьников с военным делом, считает шеф-редактор портала «Освітня політика» Виктор Громовой.

— Тут главное — правильно понять, как проводить уроки. Если школа будет работать в режиме онлайн, научить детей разбирать-собирать автомат, как это было в советских школах, сложновато. Очевидно, нужно сосредоточиться на психологической подготовке детей и на развитии у них умения ориентироваться в условиях, когда есть повышенная опасность, — говорит эксперт.

В то же время Виктор Громовой побаивается, что все опять может будет сведено к формальностям: 

— У нас кто читает ОБЖ? Математик Мария Петровна, которой не хватает двух часов для полной нагрузки. Или Николай Петрович, учитель труда. А как они в этом разбираются — последний вопрос, потому и такое отношение к предмету. Основы безопасной жизни должны объяснять специалисты. Если это первая медицинская помощь, то как минимум парамедик, который сам ее оказывает. То же самое с гражданской защитой, военной подготовкой.

Эксперт приводит пример, как в американских школах работают полицейские офицеры.

— Я был на встрече с таким офицером. Это не просто «вышибала», который следит, чтобы чужой не зашел, или разнимает детские драки. Это человек, который замыкает на себе весь комплекс правового образования. Если родители дома поднимут на ребенка руку, тому достаточно пригрозить: я расскажу мистеру Джонсону. И родители понимают, что у них появится куча проблем. Потому что у мистера Джонсона есть рычаги влияния. Он сам учит детей закону и в лице закона может их защитить.

Также эксперт подчеркивает, что во многих школах необходимо обновить наглядный материал, потому что детям до сих показывают пыльные противогазы и плакаты советского образца.

Отличие советского НВП от европейского: как проводить в школах уроки военно-патриотического воспитания - Life

Отличие советского НВП от европейского: как проводить в школах уроки военно-патриотического воспитания - Life

Основы безопасной жизни должны объяснять специалисты. Например, парамедики. Фото: ГСЧС Украины

А такой предмет уже есть

В киевской гимназии №34 «Лыбидь» директив от Минобразования не так чтобы очень ждут.

— Министерство осуществляет общее руководство. Педагогам сейчас дана академическая инициатива, — говорит директор гимназии Алевтина Багинская. – 15 августа наши учителя выйдут из отпусков, мы соберемся и коллективно обсудим как вопросы безопасности в школе, так и как подавать детям связанный с военными событиями материал.

Будут ли какие-то изменения в учебных планах в связи с решением Кабмина о начальной военной подготовке, в гимназии не знают. Но Алевтина Багинская напоминает, что в 10 – 11-х классах преподается предмет «Защита Украины» (до 2020 года назывался «Защита Отечества». — Ред.). Это та же военная подготовка, которая включает в себя как теоретическую, так и практическую часть. Дети знакомятся с историей войск в Украине, организацией современных ВСУ, воинским уставом, оружием. А также учат строевую подготовку, правила и приемы стрельбы, которые отрабатывают на практике в тирах.

— Это обязательный предмет, из него нельзя изъять часы, чтобы усилить какие-то другие дисциплины. Есть две группы – медицинская и военная. Гендерного деления нет. Некоторые мальчики записываются на медицину, а девочки хотят научиться обращаться с оружием. У нас в школе есть свой тир, который используется и как бомбоубежище. «Защиту Украины» ведет преподавательница физкультуры. У нее нет военного образования, но она состоит в организации, которая занимается национально-патриотическим воспитанием детей с помощью игры «Сокол» (Джура»), очень хорошо подготовлена и очень хорошо воспринимается детьми, поясняет наша собеседница.

Алевтина Багинская считает, что в этом году интерес детей к военному предмету будет усиливаться. Старшеклассники понимают, что такое война, и многие ориентированы на то, чтобы идти в армию.

Главное – воспитать патриотизм

Но существует и другая точка зрения: НВП в средней школе — это пережиток прошлого. Самостоятельная дисциплина, посвященная военному делу, характерна для стран бывшего Союза и социалистического лагеря. Сейчас во многих развитых государствах действует иная система.

— Школу не нужно милитаризировать, — считает военный эксперт Олег Жданов. – Школа должна дать детям твердые знания основ безопасности – как действовать в экстренных ситуациях. А самое главное – воспитать патриотизм, чувство любви к родине, осознание своего долга перед ней и готовность защищать свою страну, когда станут взрослыми. В старших классах можно дать какие-то основы – показать оружие, технику, которая стоит на вооружении, ознакомить с формой, системой званий. Но – не больше. Заставлять детей строиться, маршировать, бросать гранаты и стрелять, как это было в советской школе, никому не нужно, это глупости. Иначе мы скатимся до «Юнармии», как это делает сейчас Россия.

В школе, уверен эксперт, должно быть развито патриотическое воспитание. Военно-патриотическим воспитанием могут заниматься общественные организации. Это будет свободный осознанный выбор самого ребенка его семьи.

Отличие советского НВП от европейского: как проводить в школах уроки военно-патриотического воспитания - Life

Отличие советского НВП от европейского: как проводить в школах уроки военно-патриотического воспитания - Life

Взрывчатка может быть заложена любом предмете, валяющемся на улице. Фото: ГСЧС Украины

Как это делают в разных странах

США

Военно-патриотическое воспитание детей школьного возраста находится в ведении Министерства обороны. В стране работает так называема система подготовки младших офицеров Junior Reserve Officers Training Corps (JROTC), на которую Пентагон выделяет порядка 400 миллионов долларов в год.

JROT – это система специализированных классов, которые создаются в обычных школах для детей 9 – 12-х классов. Чтобы попасть в такой «офицерский» класс, нужно иметь хорошую физическую форму и пройти экзамен. В JROT существует своя специализация – сухопутные, морские, военно-воздушные войска.

От сверстников ученики JROT отличаются тем, что носят военную форму, имеют свои степени отличий и наград. Военное дело им преподают ветераны армии, получающие за такую работу доплату, которая уравнивает пенсию с жалованием действующего военного.

И не важно, что после школы никто сразу не становится офицером. Если выпускник выбирает армию, то начинает карьеру с обычного солдата. Но в любом случае образование JROT считается престижным, потому что в таких классах дисциплина и высокая успеваемость.

Израиль

В Израиле допризывная подготовка начинается с 13 лет. Она тесно связана со школой, но также осуществляется в рамках отдельной программы. Это юношеская военизированная организация ГАДНА (аббревиатура ивритского «Гдудей Ноар» — «Молодежные батальоны»).

ГАДНА руководят кадровые офицерами ЦАХАЛ, процесс обучения они координируют с Министерством образования Израиля. В рамках программы ученики старших классов ежегодно отправляются на двухнедельные сборы в военные лагеря. На это время они получают военную форму, офицеры обучают школьников стрелковой, физической и строевой подготовке.

В системе ГАДНА есть авиационная и военно-морская секции.

Великобритания

В Великобритании военное воспитание существует вне общеобразовательной школы, но на ее территории. Это система вневойсковой подготовки, которая представлена добровольными юношескими организациями при колледжах. Так называемыми кадетскими подразделениями, объединениями или корпусами – сухопутными, авиационными, морскими.

В такие организации принимаются юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет. Срок зачисления – один год, а далее продлевается по желанию. В первый год детей учат строиться и стрелять, на втором году начинают обучать по выбранной военной специальности. В тематику занятий могут входить техническое обслуживание автомобилей и бронетехники, верховая езда, связь.

Все расходы по военному воспитанию берет на себя Министерство обороны Британии. Школы обеспечивают классы для занятий и места для хранения оружия.

Франция

Во Франции проводят только уроки патриотического воспитания. Дают понятие о правах и идеях, которые закреплены в Конституции. Школьники должны понимать содержание национального гимна «Марсельезы», девиза «Свобода, Равенство, Братство», а также знать историю взятия Бастилии и французского флага.

С учетом того, что в стране много детей из семей мигрантов, которые являются исламистами, школьникам рассказывают про основы национальной безопасности и о том, как устроена французская армия.

Швейцария

В стране, где существует всеобщая воинская повинность для мужчин, нет никакой начальной подготовки. Все азы военного дела юноши познают в учебных центрах после призыва.

В школьной программе нет даже отдельного предмета, который бы предусматривал патриотическое воспитание. Зато каждый школьник знает, почему в сейфе у его отца хранится оружие, военная форма и зачем отец регулярно ездит на военные сборы.

Польша

Военно-патриотическое обучение детей в Польше строится на основе национального движения харцеров (название происходит от «гарцовников» — рыцарей, которые выезжали перед войском и сражались в первом поединке с рыцарем от врага). Харцеры даже прописаны в польском законе об образовании.

В то же время после событий 2014 года в Украине поляки тоже озаботились военной подготовкой детей. В 2017 году Министерство обороны запустило программу «Сертифицированные военные униформенные классы», поручив их координацию Минобразования. Обучение в таких классах длится два года и включает 185 часов полевой подготовки.

С 1 сентября этого года для учащихся восьмых классов общеобразовательных школ и первых классов лицеев станут обязательными уроки стрельбы.

Венгрия

После распада социалистического лагеря Венгрия, подобно многим другим странам, отказалась от уроков НВП. Однако в 2017 году премьер-министр Орбан поручил Министерству соцресурсов и Министерству обороны разработать программу военно-патриотического воспитания в школах, то есть фактически вернуть начальную военную подготовку со стрельбами, построениями, метаниями гранат и теоретической частью.

Источник