Очень сильно напугали войной: почему падает гривна и когда это закончится   — Экономика

Очень сильно напугали войной: почему падает гривна и когда это закончится   - Экономика

Фото: Чузавков Сергей / УНИАН

Пока гривна демонстрирует чудеса падения, в правительстве с каменным лицом сообщают, что никаких причин для паники нет. Но нашего человека не обманешь: раз просят не паниковать и не бежать в обменник, значит, первое, что нужно сделать — это запаниковать и побежать!

О том, что происходит на валютном рынке, есть ли угрозы украинской экономике и сможет ли гривна выйти из «крутого пике», «КП в Украине» побеседовала с экономистами.  

Обвалилась…

Понедельник 24 января прошел для гривны крайне неудачно. Доллар с утренних стартовых 28,29/28,31 к вечеру взлетел сразу на 29 копеек. Существенно прибавил и евро — сразу плюс 25 копеек.

В результате официальный курс НБУ на 25 января составил 28,37 грн за доллар и 32,06 грн за евро. Украинцы заметно занервничали.

— Основная причина падения  украинской гривны кроется в  панических настроениях на валютной  арене из-за стартовавшей девальвации, негативных прогнозов по инфляционному давлению в мире, а также информации об ухудшении отношений между Россией и Украиной, — отметил в комментарии «КП в Украине» аналитик компании Esperio Александр Болтян. — В то же время тенденция падения национальной валюты была задана еще в ноябре 2021 года, и, по сути, сейчас идет постепенное возвращение к среднему диапазону колебания курса валют с марта 2020 года. Критического падения гривны не происходит.

Экономист Владислав Банков соглашается: то, что мы сегодня наблюдаем — это, скорее, не обвал, а коррекция, то есть устранение дисбаланса, который образовался ранее.

Глава аналитического департамента Forex Club Андрей Шевчишин ключевым фактором называет отток капитала нерезидентов и инвесторов из-за риска боевых действий вследствие возможного вторжения РФ.

— Распродажи проходят  по всем классам активов, — констатирует  эксперт. — НБУ пытается сгладить  движение через валютные интервенции, но это едва ли сдерживает рынок. Что касается прочих факторов, то они не оказывают столь существенного влияния на рынок или уже заложены в текущих уровнях.

По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, обвал гривны — это сугубо политический фактор. Нельзя бесконечно пугать людей и ожидать, что они не напугаются.

— К обвалу гривны привели разговоры о том, что «Россия нападет», — уверен эксперт. — Население и банки стали больше скупать валюту, но самое опасное заключается в том, что бизнес начал скупать валюту и выводить в офшоры. Словом, очень сильно напугали войной.

Экономических предпосылок для обвала гривны нет, продолжает экономист. Экспорт и вместе с ним валютная выручка выросли, растет перечисление валюты от гастарбайтеров. По словам Охрименко, сегодня валюты в стране даже больше, чем нужно, но когда начинается паника, то никто не смотрит на экономические показатели.​  

Экономист: все дело в панике. Экономических предпосылок для обвала гривны нет

Совпадение? Не думаем!

Надо сказать, что сюрпризы преподносит не только гривна — обвалился и российский рубль. Курс доллара в ходе торгов в понедельник 24 января превысил 79 рублей, обновив максимум с ноября 2020 года. Евро также достиг максимума с июля 2021-го (89 рублей).

На фоне обвала рубля Центробанк РФ даже решил приостановить покупку валюты на внутреннем рынке. Такое решение, по мнению российского регулятора, должно «повысить предсказуемость действий финансовых властей и снизить волатильность финансовых рынков».

Совпадение? Экономисты так не считают.

По словам Охрименко, обвал российского рубля произошел из-за опасений новых санкций и снова-таки на фоне разговоров о войне.

— В целом можно сказать, что сегодня на курс рубля и гривны влияет больше паника, чем экономика

, — резюмировал эксперт. 

Экономист Андрей Мартынюк соглашается: основной причиной обвала рубля является геополитическое напряжение и обострение отношений США и РФ из-за Украины. Нагнетание паники с Запада, негативный информационный фон на протяжении нескольких недель, истеричная позиция /politics/a641814-the-sun-putin-udarit-kohda-nastupjat-morozy-udar-planiruetsja-v-tom-chisle-i-po-kievu некоторых СМИ, демонстративная эвакуация сотрудников посольств — все это привело не только к падению национальных валют, но и к обвалу российских фондовых индексов.

Падение рубля и российского рынка акций вызвано теми же самими опасениями и рисками ввода масштабных экономических санкций, добавляет Шевчишин. Поскольку переговоры продвигаются тяжело и стороны не могут прийти к консенсусу, паника лишь нарастает. Плюс еще и мировые банки заявляют, что будут выходить из всех рублевых активов из-за сформированных рисков. 

По словам Болтяна, падение рубля демонстрирует основную причину: геополитический фактор, связанный с постоянными угрозами санкционного давления в адрес РФ. Это же выступает причиной слабости не только национальной российской валюты, но и распродаж по фондовому рынку РФ. Эксперт напоминает, что с октября сильно просели акции таких национальных гигантов, как Яндекс (-51%) и Сбербанк (-38%).

Так что, подытожил Александр Болтян, если рассуждать на тему того, связаны ли между собой события падения гривны и доллара, то общие причины, безусловно, у них есть. Это и геополитика, и инфляционное давление. 

«Все идет по плану»

Украинские власти, которые, собственно, и напугали страну до полусмерти, теперь пытаются откатить назад и уверить нас, что нет никаких причин для паники, и даже более того: украинская экономика, можно сказать, на пике.

Все идет по плану, а основная угроза экономике — дезинформация. Такую «успокоительную пилюлю» выписал украинцам премьер-министр Денис Шмыгаль 24 января, выступая после заседания СНБО.

По его словам, сегодня Украина имеет очень высокий уровень золотовалютных резервов, что позволяет управлять стабильностью валютного курса.

Так и хочется спросить премьера: так чего ж не управляете?!

Но Шмыгаль «сработал на опережение» и пояснил: нынешний валютный коридор как раз и является одним из макроэкономических показателей здоровой экономики и стабильности.

Многим слова премьера показались весьма противоречивыми, и возник закономерный вопрос: что конкретно он имеет в виду?

Александр Охрименко считает, что Шмыгаль говорил, словно по учебнику.

— Есть такая теория, что  для экономики стабильность — это не очень хорошо, нужно, чтобы национальная валюта колебалась, — говорит Охрименко. — Правда, в Украине эта теория не работает. У нас курс вполне может упасть ниже 30 — и никакой стабильности не будет.

Александр Болтян советует интерпретировать премьерское заявление с той точки зрения, что причины у этого события не только внутренние. Внешние факторы — причем не только конфликт с Россией, но и, например, цены на рынке энергоресурсов являются первоочередными.

Аналитик Алексей Кущ считает, что в данном случае мы имеем дело с «синдромом последней фразы»: когда человек о чем-то думает, две трети остается в его голове, а слушателям достается лишь финальная треть.

Скорее всего, говорит Кущ, основная мысль премьера заключалась в том, что при нынешней макроэкономической ситуации небольшая девальвация гривны даже полезна.  

Что дальше?

И, наконец, вопрос, который волнует, наверное, всех: что будет с курсом в ближайшее время? Сумеет ли гривна восстановиться и какой курс нас ждет к весне?

Владислав Банков констатирует, что действия украинских властей сложно прогнозировать, поэтому и курс в нашей стране мало поддается прогнозам. В связи с этим эксперт советует надеяться на лучшее, но рассчитывать на худшее.

Александр Охрименко убежден, что через пару месяцев курс восстановится. По его словам, к весне произойдет ревальвация и курс составит около 27 грн, а летом — порядка 26 грн за доллар.

По мнению Болтяна, к весне, если не состоится эскалации конфликта между Украиной и Россией, курс продажи доллара стабилизируется ниже уровня 29 гривен.

В то же время Алексей Кущ, отвечая на вопрос, сможет ли гривна укрепиться, задается встречным вопросом: а нужно ли, чтобы она укреплялась? По мнению аналитика, премьер прав в том, что курс национальной валюты должен соответствовать макроэкономическим показателям экономики.

— Ситуация для нас сегодня  складывается не лучшим образом, — рассуждает Кущ. — Рост цен на энергоносители ведет к росту импорта. В первом квартале у нас дефицит газа составил 2 млрд кубов, и если раньше мы бы заплатили за них 500 млн долларов, то по нынешним ценам — 2 млрд долларов. В то же время в этом году контракты по сырьевому экспорту будут не такими хорошими, как в прошлом году, не будет рекордов по руде и металлу. То есть на фоне роста энергоносителей баланс экспорт — импорт становится все хуже и хуже.

Кроме того, продолжает Кущ, учитывая, что экономика находится в энергетическом шоке,  остановка украинских предприятий приведет к тому, что их продукция будет замещаться импортными товарами. А это — очередное ухудшение торгового баланса.

Учитывая ситуацию, гривна отлично держится, и у нас сегодня гораздо более крепкий курс, чем мог бы быть

И, наконец, изменение политики ФРС приведет к оттоку капитала с рынков развивающихся стран, то есть кредиты будут дороже и сложнее.

— Учитывая все вышесказанное, гривна отлично держится, и у  нас сегодня гораздо более  крепкий курс, чем мог бы быть, — резюмировал Кущ. — В такой ситуации девальвация на 1-2 грн в течение года — это вполне нормально, хотя совершенно необязательно, что это произойдет. 

Источник