Митрополит Антоний (Паканич): Как манипулируют фразой подставь другую щеку? — Life

Митрополит Антоний (Паканич): Как манипулируют фразой подставь другую щеку? - Life

Для оппонентов христианства, наверное, нет более любимой темы, нежели разговор о непротивлении злу насилием. Иногда это выглядит как сознательная провокация или, говоря современным языком, троллинг, а как только человек пытается адекватно реагировать на ситуацию, защищаться, ему сразу напоминают: «тебя ударили по одной щеке – ты подставь другую». Напомним эту ключевую цитату: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5).

Эти слова из Нагорной проповеди Христа Спасителя вызывали и вызывают множество споров. Многие известные мыслители считали, что эти слова нужно понимать буквально. И из этого делали вывод о полной недопустимости какого бы ни было противления злу. Например, именно так интерпретировал эти слова Лев Толстой. Но такое понимание слов Иисуса Христа является однобоким. Чтобы правильно понять те или иные слова Священного Писания, нужно учитывать общий контекст библейского текста, а также обращаться к параллельным местам.

Вспомним, как вел Себя Христос на суде первосвященника Анны. Когда Христа ударили по щеке, то ведь Он не подставил вторую щеку, а задал прямой вопрос: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18, 22-23). То есть Господь потребовал, чтобы с Ним поступали справедливо.

В Евангелии от Иоанна есть рассказ о том, как иудеи хотели побить Иисуса камнями. И вот Господь спрашивает их: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10, 31-32). И здесь мы видим, что Господь требует справедливости. Позже, когда язычники или иудеи незаслуженно притесняли апостолов, они обращались к защите светского суда. Но обращение само по себе уже является сопротивлением злу. Таким образом, Господь не призывает нас отказываться от борьбы со злом. Он лишь призывает нас не воздавать злом за зло, он призывает не уподобляться гонителю, который незаслуженно применяет насилие по отношению к нам.

И еще один очень важный момент. Обратите внимание, что в приведенных стихах Евангелия говорится о том, что делать, если наш враг проявляет несправедливость по отношению лично к нам. Но совсем иная ситуация складывается, когда насилие обрушивается на наших ближних. Если опасность угрожает нашим ближним, то здесь мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы защитить их. Мы просто обязаны защищать свою семью, своих детей. Христианин должен вставать на защиту своей родины и своего народа.

Источник