Конец карточного туризма и перспективы курса доллара: изменения на валютном рынке — Экономика

Конец карточного туризма и перспективы курса доллара: изменения на валютном рынке - Экономика

Фото: Архив «КП»

Валютный курс в нашей долларизированной стране определяет цены и «стоимость» наших зарплат. Неудивительно, что вопрос «что будет с курсом доллара?» волнует даже тех, у кого доллары закончились в первый месяц войны.

Что будет с курсом и какие «сюрпризы» готовят нам украинские банки? Эти вопросы «КП в Украине» обсудила с экономистами.

Давно пора

Экономисты не первый месяц говорят о том, что ситуация, при которой курс для украинцев в Украине был гораздо выше, чем для тех, кто выехал за рубеж, несправедлива по отношению к оставшимся. И банки постепенно начали выравнивать ситуацию.

С 6 июля «ПриватБанк» установил рыночный курс валютного обмена для безналичных сделок. Это коснулось, прежде всего, украинцев, которые за границей расплачиваются гривенными карточками. Если 5 июля курс для них составлял 32,79 грн за доллар, то с 6 июля – 35,46 грн за доллар.

— В первую очередь, это касается курсов конвертации по карточкам: снятие наличных и переводы в гривне в Украине с валютных карт, а также все виды операций за рубежом в валюте с использованием гривенных карт, — сказано в сообщении «ПриватБанка».

По мнению экспертов, решение «Привата» абсолютно правильное, но запоздалое. 

Напомним, что из-за разницы курсов предприимчивые украинцы организовывали «валютные туры». Их участники клали на банковские карты гривны, выезжали в Польшу (или другую соседнюю страну), снимали там по выгодному курсу валюту и везли ее в Украину. Дома они ее продавали по более высокому курсу, снова клали деньги на карту и отправлялись в Польшу. Эксперты говорили, что за месяц заработки одного такого «работяги» достигали 300 тыс. грн.

— «ПриватБанку» уже давно нужно было это сделать, а не продолжать создавать условия для «карточного туризма», — считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. — В результате банк терял деньги, а дельцы неплохо зарабатывали на разнице курсов. Так что решение правильное, но запоздалое: очень много людей обогатились благодаря этой «щедрости» банка.

По словам Охрименко, в то время как большая часть банков уже давно сравняли безналичные и наличные курсы, «Приват» вместе с некоторыми другими финучреждениями продолжали держать разницу.

С коллегой согласен экономист Владислав Банков, который также считает, что надо было давно подтянуть безналичный курс к наличному. Что касается немногих оставшихся банков, которые продолжают держать разницу, то они также вскоре пойдут по этому пути, хотя решение остается за ними.

— Банковскому сектору страны сегодня непросто, и тот факт, что в некоторых торговых точках нельзя было расплатиться наличными, доказывает острую потребность сектора в ликвидности, — говорит аналитик компании Esperio Александр Болтян. — Банки вполне ожидаемо хотят, чтобы люди хранили деньги на своих счетах. А по мере того, как украинцы постепенно выводят деньги из банковского сектора, финучреждения идут на установление рыночного курса валютообменных операций для безналичных сделок. Поэтому да: другие банки также пойдут по пути «Привата».

Проверка реакции

Чуть позже стало известно, что выровнять наличный и безналичный курсы решили и в Monobank. Согласно данным банка, курс гривны по карточным операциям в Monobank на 6 июля установлен на уровне 35,00/35,45 грн за доллар и 35,9/36,63 грн за евро.

Руководитель отдела аналитики ГК Forex club Андрей Шевчишин считает, что выравнивание курсов – это в том числе и проверка реакции рынка и населения, насколько они готовы к более высокому курсу.

— Ситуация с активными банками и пересмотром карточного курса — это еще один шаг к выравниванию рынка и снижению давления на резервы, — считает Шевчишин. — Такое повышение поможет регулятору проверить реакцию рынка и населения, что даст почву для решения о переходе межбанка на более высокий курс.

Помимо этого, продолжает эксперт, НБУ регулярно вынужден продавать валюту банкам для покрытия спроса. При переходе на рыночный курс такая потребность снизится. Сам переход на такой курс не сменит девальвационных ожиданий, но «остудит» часть рынка покупателей. А если при таких изменениях валюта окажется доступна для свободной покупки в банках и спрос и предложение уравняются – это станет хорошим сигналом НБУ о возможном переходе курса межбанка на новый уровень.

А что с евро?

Те, кто следят за ситуацией на валютном рынке, не могли не заметить, что курсы доллара и евро сближаются. На 6 июля средний курс покупки доллара в банках составил 35 грн, продажи – 35,5 грн. Курс покупки/продажи евро – 35,83/36,70 грн соответственно.

Экономисты говорят, что курс доллара к евро приближается к 1:1.

— Это следствие ужесточения политики Федеральной резервной системы США, которая более активно борется с инфляцией, нежели Европейский центробанк, — говорит Банков. — Посмотрим, как будут меняться учетные ставки дальше, — это самый очевидный индикатор.

Александр Болтян констатирует: для евро ситуация складывается незавидная: он стремительно падает по отношению к доллару.

— Причина заключается в том, что ФРС США изменяет монетарную политику в попытках борьбы с инфляцией, и это способствует укреплению доллара, — поясняет эксперт. — Так, 15 июня Федеральная резервная система США объявила о повышении базовой процентной ставки до 1,5 — 1,75% годовых. И хотя эти меры не помогут в борьбе с инфляцией, мировые биржевые спекулянты пока функционируют по привычке: повысили ставку – покупаем их валюту. Думаю, что для евро путь вниз еще не завершен, и падение ниже паритета мы ожидаем уже в июле: целевой уровень пары EUR/USD находится на отметке 0,99.

В свою очередь Александр Охрименко напоминает, что тенденция девальвации евро по отношению к доллару наблюдается уже больше трех лет. И добавляет немного оптимизма: для Украины это выгодно.

— Поскольку Украина много топлива и газа покупает в ЕС, цены в гривнах теперь будут ниже, — считает эксперт. – Возможно, цены на топливо и газ в Украине благодаря этому упадут.

Что касается курса, то сейчас некоторые аналитики называют совсем уж фантастические прогнозы, что курс евро составит 0,7 доллара. Охрименко уверен, что девальвация евро не пересечет отметку 1 доллар = 1 евро.

— Европа с растущей вероятностью спускается в рецессию, — резюмировал Андрей Шевчишин. – И главный вопрос, который сейчас стоит на повестке дня, – это энергетическое обеспечение. Опасения формируются не на пустом месте, и на замену газу уже рассматривают возобновление работы угольных энергогенерирующих мощностей. В условиях экономического спада при высокой инфляции экономика США будет выглядеть более крепкой, что продолжит переток капитала из евро в доллар. В результате выход на паритет евро к доллару все более вероятен.​

Источник