Как выжить гражданским во время войны: советы от жителей Донецка — Life

Как выжить гражданским во время войны: советы от жителей Донецка - Life

Фото: REUTERS/Alexander Ermochenko

Несколько населенных пунктов в Украине сейчас живут во временной власти российских оккупантов. Люди растеряны, испуганы, не всегда понимают, как себя вести, чтобы «пришельцы» оставили их в покое. Мы верим в ВСУ и скорое освобождение городов, а пока обратились к жителям Донецка и попросили дать несколько советов — как жить в оккупированном городе до его освобождения. По понятным причинам имена наших спикеров мы не называем.

Добыть еду и лекарства

Ваша задача на сегодня — выжить. Основные силы будут уходить именно на реализацию этого простенького плана. Добыча еды и воды, в плохом случае — еще и топлива для печей и костров — будет отнимать очень много времени и ресурсов. Если в вашем районе «ляжет» мобильная связь или интернет —  это совсем плохо, но с этим (точнее, без этого) придется жить какое-то время. Возможно, где-нибудь на горе или на крыше многоэтажки ловится слабый сигнал мобильного оператора, но вам придется узнавать это практическим путем.

Лекарства… Самый больной момент в этой истории. Если оккупанты позволяют загружать аптеки хотя бы парацетамолом, еще куда ни шло. Если грузы блокируются — плохо дело. Запаситесь хоть лекарственной ромашкой, ее отвар многофункционален. Но держите под контролем все аптеки, особенно если в вашей семье есть хронический или тяжелобольной. Спирт, антисептики, бинты держите под рукой. И да, спирт — это медицинское вещество, а не алкоголь, не надо из него ничего изображать. Выпьете потом, когда город освободят.

Если аптеки и магазины начали грабить, а оккупанты позволяют это делать, то скоро магазинные запасы закончатся и могут пойти грабежи домов. Продумайте этот вариант, позаботьтесь о безопасности. Если магазины работают, не гребите все подряд. Помните, что у вас не так много денег, неизвестно, сколько придется на них жить, а купить мешок картошки, который может сгнить через пару дней неправильного хранения, — это выкинуть деньги впустую.

Обратите внимание на крупы и консервы. В них достаточно калорий, чтобы поддерживать организм в работающем состоянии.

Обнимайтесь и… держитесь

Если после этого у вас останутся моральные и физические резервы на выражение гражданской позиции, то лучше делать это не в одиночку, а в большой (!) группе единомышленников. В Донецке патриоты-одиночки очень быстро попадали на подвал, и, если удавалось их оттуда вытащить или выкупить, это было большим счастьем. У нас можно было получить проблемы, например, за украинский флажок на старой куртке, за символику Украины. Например, мы поставили в дальний угол шкафа пивные бокалы с символикой Евро-2012 — гостям их не показываем, потому что там нарисованы флажки Украины и Польши. В гостях мы, конечно, уверены, но лучше перестраховаться.

Так вот, вам надо выжить, сохранить рассудок и нервы. Скорее всего, вам будут писать и говорить «держитесь!» те, кто не познал ужасов войны и оккупации, и вы озвереете после десятого за сутки такого пожелания. Не судите строго, не все люди знают, как вас поддержать, поэтому выбирают то, что на слуху. Мы, например, говорим друг другу «береги себя!», часто — «обнимаю!» вместо «до свидания».

Да, обнимайте почаще своих близких — это очень успокаивает. Тактильные контакты, знаете ли, имеют большую ценность в условиях выживания. Совместное почесывание супружеских спин, обнимашки просто так, без повода, потереться носом о макушечку ребенка — ваша аква вита в эти дни. Если вы остались одни, то почаще принимайте душ. Во-первых, неизвестно, когда в следующий раз будет вода и получится помыться, во-вторых, стук капель по коже немножко утолит тактильный голод и успокоит.

Не знаете, не помните, не были

Вы ходите по улице и видите тех, кто разломал вашу жизнь, сделал ее невыносимой, перечеркнул планы и растоптал мечты. Вам очень захочется подойти и сказать пару слов, а то и броситься на это существо с целью если не убить, то хоть покалечить…

Ваша ярость вполне понятна, но… Вооруженный человек для вас — табу. Вы не подходите к нему, не провоцируете, не отправляете по маршруту русского военного корабля. Помните две вещи:

а) у него оружие, и ничто не мешает ему в вас выстрелить.

б) оккупанты находятся в прескверном расположении духа, поскольку «военная операция» проходит для них весьма некомфортно, и поэтому смотри пункт «а».

Решите, что для вас важнее — выжить в оккупации и дождаться победы или в одиночку продемонстрировать свою гражданскую позицию. Поверьте, оккупанты уже отлично знают, как вы к ним относитесь и что думают о них остальные горожане.

Что вы можете сделать? Например, мы в Донецке отправляли спрашивающих дорогу вояк в другую сторону. Стадион «Донбасс Арена» они искали в частном секторе Путиловки, а в больницу им. Калинина мы предлагали им доехать на автобусе, который ехал в Ясиноватую. То есть даже не рядом, отправляли их в другие концы города…

Старайтесь не разговаривать с ними. Вы имеете право сказать «не знаю», «не помню», «давно здесь не был», «я из другого района», если что-то спрашивают. Будьте готовы, что вас могут попросить предъявить документы, содержимое сумки или телефона. Можете, конечно, поспорить с ними насчет законности этих действий, но поверьте — все равно ваш телефон и сумка окажутся в их руках и будут тщательно изучены. Поэтому телефоны чистим, удаляем фото, которые могут вызвать подозрения: дома, мосты, упаси боже — вокзалы и аэропорты. Их-то и в мирное время не стоит фотографировать без разрешения, а сейчас эти фото — прямая повестка в «диверсанты» и «корректировщики».

Оставляем фото детей, собачек, цветов, прошлогоднего шашлыка, можно отфотографировать свою медицинскую книжку  — устанут листать галерею и вернут гаджет.

О том, что надо проверить все свои переписки в мессенджерах, мы даже уже не говорим.

Просмотрите мельком список в вашей телефонной книжке. «Вася майор» или «Гарик АТО» вызовут к вам очень много вопросов. Меняйте на «сват», «брат», «Вася отопление» и «Гарик сантехник»…

Не предатели и не коллаборанты

Возможно, что оккупанты захватят телерадиостанции и начнут транслировать свои телеканалы и пропаганду. Как бы вы ни сопротивлялись, все равно одним глазком да глянете интереса ради. Помните: оккупанты владеют методикой психологического давления, сказываются больше 70 лет жизни их предков в условиях тотальной пропаганды и интерес к ней как к весьма действенному механизму.

Со временем вы научитесь фильтровать информацию, «делить на десять» все сказанное или вообще откажетесь от ежевечернего просмотра телевизора. Новости на радио также фильтруйте, помните о психологическом прессинге и болевых точках. Вас будут пытаться сломать морально, будут обманывать и постоянно держать в угнетенном состоянии. Продержитесь несколько дней — потом буквально «упадет забрало» и вы перестанете воспринимать серьезно все попытки оккупантов склонить вас на свою сторону.

Как к ним относиться? Никак. Как к временной досадной помехе в вашей жизни. Если не получается притушить в себе огонь ненависти — тогда принимайте то решение, которое считаете правильным для себя.

И, пожалуй, самое главное. Не удивляйтесь, если вам периодически будут прилетать обвинения от ваших, казалось бы, хороших знакомых (да и незнакомых тоже). Обвинять вас будут в том, что вы остались в захваченном городе, в предательстве, в пособничестве оккупантам, кто-то обязательно назовет вас «коллаборант». Во всяком случае, с жителями Донецка и Луганска именно так и было.

Что делать?

Во-первых, не оправдываться за решение, которое вы принимаете в интересах сохранения жизни своей и семьи. Кто-то спасает родных, уезжая за сотни километров от дома. Кто-то решает остаться под родной крышей. Любое решение в данной ситуации будет правильным. Вы не предатель, как и те, кто уехал.

Во-вторых, вот вам прекрасный случай разобраться, кто друг, кто враг, а кто так… Не жалейте, а порадуйтесь, что наконец увидели истинное лицо человека, который пишет вам возмущенное «предатель!».

В-третьих, как говорят жители Донецка, живущие в оккупации уже восьмой год, на подобные выкрики многие спокойно отвечают: «Мы остались, чтобы встретить вас, когда вы вернетесь». Или: «Если все уйдут, то чей будет город?»

И попробуй возрази…

Источник