Фото: ФБ Эдуарда Кирича
В начале лета, 2 июня, свое 80-летие отметил украинский художник-аниматор и книжный график Эдуард Кирич. Всемирную известность ему принес цикл мультфильмов о казаках, которые и кулеш варили, и в футбол играли, и мушкетерам помогали, и на свадьбе гуляли. Это он создал образы неразлучных друзей Грая, Ока и Тура и придумывал для них невероятные приключения.
Сегодня мастер рассказывает читателям «КП в Украине», как начинался путь наших любимых героев.
Все началось с письма на листике в клеточку
— Эдуард Ильич, мы искренне поздравляем вас с юбилеем. Извините, что с опозданием.
— А это хорошо, что с опозданием. Значит, я продолжаю двигаться вперед. Юбилей – это просто цифра в календаре. Я не люблю пышных праздников, я человек простой. Живу в том же ключе, что и работаю.
А вот что я люблю, так это аудиторию. Когда показывают фильмы, а ты выходишь на сцену до или после и делишься своими мыслями. Очень люблю свою публику и всегда с радостью общаюсь со зрителями.
Анимация кажется игрушечным искусством, но на самом деле она имеет колоссальный диапазон. От веселой ерунды до глубинной философии. Анимации под силу очень великие вещи.
Анимация кажется игрушечным искусством, но на самом деле она имеет колоссальный диапазон. От веселой ерунды до глубинной философии.
— На ваших казаках росло целое поколение. Расскажите, как родились знаменитые образы?
— Сама идея витала в воздухе. Украина — очень насыщенная страна. С детства помню, как у нас за столом пели песни про казаков. «Ой, на горі та й женці жнуть»… Обязательно пели «Реве та стогне Дніпр широкий». Хотя в тот период это было почти запрещено. Казаки — это наша гордость, их было много.
Казаки охраняли всю российскую империю. Красноярские, кубанские казаки – это же все наши были, от наших пришли. Да вот Хабаров, который дал имя городу, тоже был из казацкого рода.
И вот какой-то дядька в Запорожье вырвал страничку из простой учебной тетрадки в клеточку и написал письмо — попросил снять фильм о казаках. Чтобы они варили кулеш. Сам дал им имена – Грай, Око и Тур. Положил письмо в конверт и написал адрес «На киностудию». Наверное, думал, что она в Киеве одна.
— Почему письмо попало на «Киевнаучфильм», а не на киностудию имени Довженко?
— Автор письма хотел художественный фильм, думал, что будут актеры, декорации, костюмы. Что думал почтальон, когда нес это письмо на студию научно-популярных фильмов, я не знаю. Но считаю, что это было Божьим провидением.
Какой-то дядька в Запорожье вырвал страничку из тетрадки в клеточку и написал письмо — попросил снять фильм о казаках. Положил письмо в конверт и написал адрес «На киностудию».
Когда письмо посмотрели в главной редакции, а там работали очень серьезные люди, то испугались и сунули его под сукно. А года через два перекладывали бумажки, и письмо кому-то попалось под руку. Этот кто-то и предложил: давайте сбросим его в «мультяшку». Так шутя называли наше Творческое объединение художественной мультипликации, где я тогда делал свои первые шаги.
— Большие редакторы, надо понимать, испугались украинской идеи. А ваше руководство нет?
— У нас тоже сначала испугались, но как-то потом присмотрелись. Уже вышел на экраны фильм «Тени забытых предков», Украина стала понемногу оживать.
Мы начали рисовать разные веселые картинки и увлеклись. Режиссеру Владимиру Дахно нужен был дебют. Он сам из Запорожья, сказал – «давайте делать фильм». Стал собирать съемочную группу, и мы начали делать.
Похоже, создатели «Казаков…» предвидели и проблемы с солью. Кадр из мультфильма «Як козаки сіль купували»
Что не вошло в мультфильм
— Почему выбрали такие комические образы? Могли же сделать казаков красавцами.
— Нет, это была бы лирика. А мы были карикатуристы. Многие наши художники окончили архитектурный. Усвоенные ими четкие линии очень подходили для карикатурного стиля. А в нем хрестоматийно распространено, чтобы один был худой высокий, другой — колобок, третий — еще какой-то. Это просто висело на кончике карандаша.
Мы все были молоды, задорные, каждый внес свою лепту. Дахно поставил на бумаге палочку, сказал, что это будет Грай. Он опытный, мудрый, играет на бандуре, он у них главный, одет в красный кафтан.
Потом начертил еще два кружка – маленький и побольше: Око и Тур. Эти двое попроще, мы решили, что будут одеты в шаровары и вышиванки. Око — мужчина в среднем возрасте, очень шустрый, из таких, которые знают все ходы и выходы. Тур — молодой, не очень опытный, но очень крепкий и сильный.
И вот на эти палочки и кружочки я надел лица и тела героев мультфильма.
— Были еще идеи, которые не попали в первую ленту?
— Изначально задумывалось, что казаки должны прийти на свой холм с трех разных сторон. Один — спуститься с гор, другой путешествует из степей, третий может приплыть по воде. Они знакомятся и становятся побратимами. Но это в ленту не вошло.
Основной сюжет — как герои варят кулеш, а между этим бьются с врагами и вызволяют из плена своих побратимов.
Когда мы делали казаков, которые кулеш варили, врагами были кто? Крымские татары. Теперь это мои лучшие друзья. Тогда мы не знали, где у нас настоящие враги.
В самом первом мультфильме серии «Як козаки куліш» варили (1967) врагами казаков были крымские татары.
Рисовали до ночи, потому что днем играли в футбол
— Вы создали образы, но в списке съемочной группы «Как казаки кулеш варили» нет вашей фамилии.
— Я к тому времен был художником-постановщиком, это определенная ступень. А у меня был друг – он оставался ассистентом. Я сказал, что у меня с Дахно непростые отношения, давай в группе будешь ты. Сам его подтолкнул.
Мы были совсем другие, чем люди теперь. Мы ничего тогда не думали об авторском праве. Никто не задирал нос. Если у режиссера не было постановки, он делал анимацию для другого режиссера. А когда получал картину, то уже этот режиссер рисовал у него.
Мыслей о войне не было, но были обиды, когда извращали нашу историю, нашу Киевскую Русь, когда пытались выдавливать все украинское.
После «кулеша» мой друг тоже получил работу как художник-постановщик. А я взялся за вторую серию «Как казаки в футбол играли». Там уже стал официально художником-постановщиком. И кто от этого проиграл?
— Выиграли зрители. Кстати, а почему после кулеша стал футбол. Вы любите этот спорт?
— Очень люблю! Мы все тогда играли в футбол. Работали до десяти вечера, потому что днем с двенадцати до четырех гоняли мяч на стадионе рядом со студией. Такой был обеденный перерыв.
А потом с побитыми ногами, с синяками садились за столы и рисовали до ночи.
— В некоторых интервью Владимир Дахно говорил, что сам создавал образы казаков.
— Так решили редакторы, это был дебют Дахно. Наши с ним отношения были не самыми простыми, но мы работали вместе. Владимира уже нет, и единственное, что могу сказать: он был талантливый человек.
— Знаем, что были не сняты серии о новых приключениях казаков. Почему?
— Мы, когда начинали, не знали, что будет сериал. Думали одну-две картинки сделаем, и все. А потом как посыпалось! Нам писали сюжеты режиссеры, юмористы, а потом мы поняли, что и сами можем писать. Например, я написал сценарии «Как казаки олимпийцами стали».
Штук 20 сценариев было, которые не реализованы, да они и сейчас есть. Все в мире когда-нибудь заканчивается или перерастает себя.
Эдуард Ильич продолжает понемногу рисовать. Фото: ФБ Эдуарда Кирича
За премией поехали чиновники
— При Союзе вы дважды получали премию «Серебряный сестерций» на Международном фестивале в городе Ньон. Удалось тогда съездить в Швейцарию?
Я рисовал казаков у пушки, как они сбивают вражеские самолеты, как снимают с орбиты спутники, по которым наводят бомбы на Украину.
— Госкино Украины все делало через Москву. Москва все должна была одобрять или не одобрять. Все фестивали тоже шли через них. Когда я получил два своих «сестерция», в Швейцарию поехали за ними какие-то чиновники из Москвы. Мне даже не показали эти призы.
— А могли тогда подумать, что Москва пойдет войной на Украину?
— Мыслей о войне не было, но были обиды, когда извращали нашу историю, нашу Киевскую Русь, когда пытались выдавливать все украинское. Это зрело годами, как зреет плод, как яблоко, — и когда-то должно было упасть.
— Сейчас какие серии о казаках хотели бы снять?
— Я недавно работал волонтером, помогал беженцам, общался с детьми. Я рисовал казаков у пушки, как они сбивают вражеские самолеты, как снимают с орбиты спутники, по которым наводят бомбы на Украину.
— Вы продолжаете рисовать?
— Рисую, но сейчас больше собираю, систематизирую свои работы, чтобы оформить их в паспарту. Хотел издать к своему 80-летию два альбома и сделать выставку, но помешала война. Будет выставка – не будет, это посмотрим. Но не хочу, чтобы что-то из работ пропало.
Эдуард Кирич Досье КП
Родился 2 июня в Омске, но детство провел во Львове. В 1961 году окончил республиканскую художественную среднюю школу им Т.Г. Шевченко, в 1970-м — Украинский полиграфический институт им. И. Федорова. В 1972 году стал художником-постановщиком анимационных фильмов на студии «Киевнаучфильм».
Создал более 30 анимационных фильмов, проиллюстрировал более 20 детских книг, рисовал карикатуры для журнала «Украина». В 2016 году создал серию коротких мультиков «Казаки. Футбол», посвященною чемпионату Европы.
Художник-постановщик полнометражного мультфильма «Энеида» по мотивам поэмы Ивана Котляревского.
Народный художник Украины, член Национального союза кинематографистов и Национального союза художников, лауреат Государственной премии им. Тараса Шевченко.
Оставьте ответ