Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр — Life

Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр - Life

Фото: REUTERS/Lukasz Glowala

Подвалы и убежища менее чем за неделю стали нашим вторым домом. Для многих жителей Киева, Харькова и других городов — первым.

Новое поколение украинцев растет под звуки сирен и взрывов, и задача взрослых — хоть как-то пытаться спасать их детство.

Главное для этого, конечно, делает наша армия, а мы в своих подвалах можем и должны не дать ребенку бояться. Поэтому давайте не вести при детях бесконечные разговоры о продуктах, лекарствах, боевых сводках. Лучше вспомним, что лучший способ переключиться — это играть.

Психолог Неля Куцак вместе с коллегами разработали целый комплекс игр, которые будут не только отвлекать детей, но и развивать мышление и фантазию. Причем подойдут они не только маленьким, но и взрослым. Ведь, как говорят психологи, во время стресса игры детей могут стать «регрессивными», то есть старшие опять играют в игры малышей. А в нынешних условиях и для них это возможность расслабиться, хоть немного «выдохнуть» стресс и дать почувствовать своему ребенку, что вы рядом и ему ничего не угрожает.

БЛОК 1 — ИГРЫ СО ЗВУКОМ

Очень важно помнить, что аудиальный канал восприятия во время гула сирен находится в особой нагрузке, поэтому нужно его «занять». Что можно делать?

Петь хором. Орать кричалки против утипутина и российской армии. Слушать в наушниках аудиосказки и музыку. Взять с собой гитару, устроить для всех концерт.

Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр - Life

Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр - Life

Лепка из пластилина эффективнее успокаивает ребенка, чем рисование. Фото: Press 👍👍 Love you 💖 с сайта Pixabay

БЛОК 2 — ИГРЫ С ТЕЛОМ

Пластилин — специалисты отмечают, что сейчас лепить может быть эффективнее, чем рисовать. По возможности взять с собой подушки, чтоб сделать домик. Нитки, чтоб вокруг себя «прочертить» круг безопасности. Оригами. Кинетический песок. Делать мотанки из платочков и раздавать детям в убежище. Учиться жонглировать — чем угодно. Волшебные прикосновения: представить, что тело — музыкальный инструмент. И каждая его часть издает свой звук. Прикасаться ладошкой, а ребенок поет, мычит, кукарекает и прочее. «Я — животное». Показывать жестом, позой, звуками любое животное. Второй партнер по игре отгадывает. Выдувать мыльные пузыри. «Докричаться до Луны»: представить, что нужно крикнуть послание космонавтам или инопланетянам. Можно кричать из разных углов комнаты друг другу, можно направлять звук «далеко-далеко». «Выдохнуть облако»: представить, что вдохнули облако и выдохнуть его со звуком, можно с грозой и молнией, топая ногами. «Погода»: можно идти, можно стучать подушечками пальцев (лучше ногтями): вначале солнышко и легкий ветер (идем — стучим медленно, мягко и тихо), затем ветер крепчает, начинается дождь (идем быстрее и топаем). Дождь усиливается — топаем сильнее, ливень — прыгаем, гроза — ураган — прыгаем, дуем и кричим, ветер успокаивается, дождь стихает — постепенно идем тише и медленнее. Заканчиваем «хорошей погодой». «Клац-клац»: клацать зубами, будто от холода, затем показывать зубы, как обезьянки, скалиться и рычать, как тигры. После этого превратиться в людей. «Лети!»: дуть друг на друга, как на перо. Позволить себе подуть на родителя, чтобы «сдуть» его с места. «Толкалки»: «оттолкнуть воздушной волной» родителя (партнера по игре), сделав жест руками. Родитель «отлетает» от ребенка. «Подушечный бой». «Борцы сумо»: засунуть подушку под одежду и толкаться, подушка будет смягчать удар. Рвать бумагу, можно с рисунком, а потом собрать из обрывков коллаж. «Шкрябалки и дряпалки»: ногтями «прошкрябать» рисунок в тесте, в фольге, в крупе. В закрывающийся пакет залить краску, ребенок подушечками пальцев и ногтями процарапывает узоры. Боулинг: сбивать любые предметы. И взрослые должны позволять нарушить порядок. «Злой бобер»: придумать злое животное и вести себя так, как нам кажется, может себя вести это животное. Потом превратиться в доброе животное. Затем в человека. «Выпустить когти»: показать, как тигренок шипит и показывает когти, когда хочет защититься. Потом превратиться в человека. «В цель»: смять в руках бумагу и, как мячиком, попасть в цель. Кричать в «мешочек для крика». Или в стаканчик. «Бодалки да-нет»: бодаться руками или головой, говоря по очереди «да» или «нет».

БЛОК 3 — НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

Шахматы — шашки. Причем шашки — сбивать щелбанами (нам нужны «агрессивные действия»). Любые настольные игры. Карты. Расставлять доминошки и устраивать «цепную реакцию».

Психологи советуют: чем проще и даже тупее игра, тем лучше.

Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр - Life

Чем занять ребенка в убежище: идеи для игр - Life

Шашки можно сбивать щелчками – это поможет выплеснуть эмоции. Фото: yaplakal.com

БЛОК 4 — РИСОВАНИЕ

Мандалы, домики, радуги. Мечту. Самое безопасное, защищенное место. То, что хочется делать сразу после войны. Использовать раскраски. Ангелов.

БЛОК 5 — ИГРЫ СО СЛОВАМИ

«Четыре слова»: выбираем 4 совершенно не связанных между собой слова. Используя их, составляем по очереди маленький рассказ. Детям от 8 лет можно предложить и 5-6 слов. «Множество слов»: выбираем большое слово, из его букв каждый на своем листе составляем и записываем много маленьких. При этом вначале дети могут быть в команде со взрослыми, а затем они быстро становятся самостоятельными игроками. «Рисование словом»: выбираем «сложное» для ребенка слово, которое сложно писать или произносить. Придумываем, что именно будем им рисовать. Например, нарисовать фигурку кота, используя только загаданное слово. Для этого пишем его много раз в разных плоскостях. «Наоборот»: говорить слова задом наперед, не записывая их. Например, мыло — олым, весна — ансев. «Соединение»: написать вразброс на листе буквы, соединять буквы линиями в слова. «Покажи слово»: один игрок загадывает слово и показывает его пантомимой. «Я загадал»: рассказать о загаданном слове, описывая, но не называя его. Например, «Я загадал — белый, холодный, скрипит под ногами, тает». «Индукция — дедукция». Игрок загадывает предмет, остальные должны его угадать, задавая вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». «Последняя буква»: каждый игрок говорит слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова. «Рифма»: называем 4 или 2 случайных слова, на которые ищем рифму или с которыми придумываем четверостишие. «Буква»: называем слова только на заданную букву. Усложненный вариант для взрослых: например, слова — предметы на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку. «Ищем сходное»: называем два случайных слова — чем они могут быть объединены? «Волшебный язык»: для детей, которые учатся разбивать слова на слоги. Разговариваем, перед каждым слогом добавляя дополнительный слог (жи, ма, хрю….). «Чепуха»: говорим начало предложения, к которому нужно придумать совершенно «чепуховое», нереальное продолжение. «Сказка»: сочиняем сказку вместе, когда каждый говорит по предложению. «Ассоциации»: один игрок называет слово, следующий — свою ассоциацию на это слово. Детям можно объяснить проще: скажи первое, что приходит в голову, когда слышишь это слово. «Это слово умеет…»: описываем слово его «умениями». Можно слово сразу озвучить, а можно загадать, чтобы по его умениям угадать, что это. «Картина»: называем слово, по очереди рассказываем, какую «объемную» картину мы видим, когда произносим это слово. Например, для одного игрока слово «чай» означает: семья сидит за столом и разговаривает, для другого это чайная плантация и собиратели чая, для третьего — стол накрыт скатертью, играет музыка, для четвёртого — чайная церемония, для пятого — человек сам стоит у окна, наслаждаясь одиночеством и чаем. «Антонимы»: называем слова и ищем к ним антонимы. «Несуществующее слово»: придумываем несуществующие слова и что бы они могли означать на языке инопланетян. «Тарабарский язык»: говорим друг с другом на «тарабарском языке», пытаясь по интонации угадать, о чем каждый говорит. «Вопрос»: один игрок задает вопрос, второй должен ответить на него вопросом — игра идет до тех пор, пока кто-то скажет предложение без вопроса. Например: Ты ел сегодня? А почему ты интересуешься? Разве это секретный вопрос? И т.д.

БЛОК 6 — ИГРЫ В ТЕЛЕФОНЕ

Психологи рекомендуют использовать игры в телефоне, где задействовано пространственное восприятие — типа тетриса. Ну и, конечно, мультфильмы, куда без них.

КСТАТИ

Для родителей, которые находятся с малышами в укрытиях, неравнодушные украинцы создали канал со сказками, которые можно загрузить и прослушать офлайн: https://t.me/pavlushaiyava

Источник