Будущее Twitter: Илон Маск разблокирует Трампа и сам пойдет в президенты — Экономика

Будущее Twitter: Илон Маск разблокирует Трампа и сам пойдет в президенты - Экономика

Фото: REUTERS/Dado Ruvic/Illustration

Илон Маск купил Твиттер за 44 млрд долларов, чтобы продвигать свободу слова. Как это отразится на очередных выборах в США? Станет ли Маск влиять на политическую ситуацию в Америке и мире? А может, он сам захотел стать президентом? Об этом мы поговорили с экспертом-аналитиком из Техаса.

— Называйте просто меня — Мэтью, я вам не могу рассказывать о себе больше. Это может мне навредить. Но поверьте, я консультирую очень уважаемые и серьезные американские организации и разбираюсь в сути Twitter, — уверяет наш собеседник.

Ок, Мэтью, так Мэтью…

Купил Twitter ради свежих идей

— Мэтью, для чего Илону Маску понадобилось совершать такую дорогую покупку?

— Я давно слежу за данной темой и сам активно пользуюсь Twitter: для меня это рабочая необходимость. Именно в этой соцсети ведущие эксперты делятся своими исследованиями и мнениями. Пока у этого ресурса нет альтернатив.

— Есть же еще Facebook?

— Twitter – главная социальная сеть не только в США — по всей Европе тоже идет такая тенденция. Cреди русскоязычной аудитории более популярен Facebook, а у нас он для котиков и поздравлений с днем рождения. В Facebook давно стало скучно: там нет ученых, которые выкладывают свои свежие идеи, а в Twitter таких очень много.

— И какие идеи хочет продвигать Илон Маск?

— Эта новость о покупке Маском Twitter вызвала широкий резонанс. Я и мои друзья задавались вопросом: «Что он хочет изменить?» До сих пор Маск расплывчато высказывался по этому поводу, его намерения не до конца ясны. Он говорил, что покупает Twitter не из коммерческих соображений, а ради «свободы слова».

Аналитик: В Facebook давно стало скучно: там нет ученых, которые выкладывают свои свежие идеи, а в Twitter таких очень много.

С одной стороны, он думает о будущем человечества – собирается колонизировать Марс, строит космические корабли и т.д. Это хорошо: если человечество начнет осваивать космос, мы меньше будем воевать на Земле.

С другой стороны, у него есть свое представление о свободе слова, которое он хочет продвигать. Маск понимает свободу слова по-либертариански. На мой взгляд, либертарианство* – это про интересы конкретного человека, которому не должно мешать государство. Но ведь чтобы человечество выжило, а тем более полетело в космос, оно должно быть более коллективным. Поэтому я нахожу здесь противоречие.

Благодатное поле для дезинформации

— Уже понятно, что Илон Маск собирается изменить в Twitter?

— Он хочет, чтобы алгоритмы стали прозрачными. Хотя если они станут более доступными, — это расширит поле для манипуляций.

В одном из своих твитов Маск обсуждал вопрос, нужна ли в Twitter кнопка «Редактировать», которой до сих пор нет (по этому посту я уже тогда понял, что он хочет купить соцсеть). Я считаю, что кнопка «Редактировать» не нужна: люди реагируют на твит, а если после можно изменить смысл сказанного — это обнулит все комментарии. Благодатное поле для дезинформации.

Аналитик: Если Маск будет продвигать свое представление о свободе слова, то никакие страны на это соглашаться не будут.

Я не считаю, что Twitter нужно менять. Поэтому у меня и моих друзей эта новость вызвала недоумение. Потом мы поняли, что приобретение соцсети связано с политикой. Илон Маск выступает против банов, страйков за контент и пр. Именно это должно измениться.

— Маск что-то говорит о будущей политике Twitter?

— Он считает, что Twitter должен соблюдать законы тех стран, в которых он существует, но при этом нельзя допускать ограничения свободы слова. Однако если он будет продвигать свое представление о свободе слова, то никакие страны на это соглашаться не будут. Например, агрессивный к трансгендерам контент не устроит страны ЕС. В итоге, они начнут ограничивать деятельность Twitter. 

Владельцы Twitter давно все продумали. Они понимают: чтобы легально работать по всему миру, нужны компромиссы и ограничения определенного рода контента. Идея о том, что Twitter будет определять, что хорошо, а что плохо — неверна. Это будут определять государства. По сути, с той же проблемой столкнулся Telegram. Дуров понимает: чтобы продолжать работать в ОАЭ, ему нужно соглашаться на всякого рода компромиссы.

Если Маск хочет потратить на попытку продвинуть свободу слова 44 млрд долларов – пусть попробует. Мне очень интересно, чем это закончится. В этом есть плюс — в Конгрессе США мы начнем обсуждать, где границы свободы слова, какие ограничения законны, а какие нет, какие конституционны, а какие — нет. Теперь это будут не просто философские разговоры между обывателями — мы будем говорить об этом предметно на политическом уровне.

Боюсь, что минусы перевесят плюсы

— А что насчет обычной политики? Разблокирует Илон Макс бывшего президента США?

— Маск говорил, что политические деятели не должны получать бан, и собирался разблокировать Трампа. Идея о том, что не должно быть никаких ограничений – очень скользкий момент: в современном мире высказывания политиков играют большую роль. Если бы какой-нибудь условный Гитлер имел бы доступ к Twitter, к каким последствиям это могло привести?

— Может, Илон Маск сам захотел стать президентом?

— Я так не думаю. («Он хочет стать главой межгалактической цивилизации», – шутит друг Мэтью, который присутствует при нашем разговоре). Скорее, он это делает из идеологических соображений. Маск считает, что несет правду и прогресс в развитие человечества. Я могу в это поверить, зная его и сколько у него денег… Другой вопрос, а получится ли?

Маск говорил: теперь мы не будем никого банить! И у какого-то условного Трампа появляется карт-бланш на любые дикие высказывания, которые могут иметь серьезные последствия. Как это скажется на политике США и других стран? Мировые лидеры могут последовать примеру того же Трампа.

Есть еще один вариант развития событий. Маск придерживается своей версии свободы слова, а потом страны Европы говорят: мы не можем допускать такой Twitter в ЕС — и он становится менее весомым. Если контент Twitter начнут интерпретировать как призыв к насилию против тех же трансгендеров, то его могут заблокировать в Германии и других странах ЕС. В этом случае он уже не будет мировой соцсетью — для меня это станет трагедией.

Аналитик: Если никого банить, тоу какого-то условного Трампа появляется карт-бланш на любые дикие высказывания, которые могут иметь серьезные последствия.

Не хотелось бы, чтобы Twitter превратился в условный Parler**, где сидят одни либертарианцы. Сейчас консерваторы, леваки и либералы спокойно пользуются Twitter. Не вижу смысла раскачивать эту лодку.

Если эксперимент Маска будет неудачным, старые владельцы Twitter могут заявить, что создадут другой Twitter, который окажется таким, как и прежде. Я вижу огромные риски, поэтому я бы не стал сразу радоваться этой новости.

— Можно сказать, что для Маска покупка Twitter – дорогая игрушка?

— В общем-то, да. Я, конечно, желаю ему удачи и хочу, чтобы получилось все, как он задумал. Но боюсь, что минусы перевесят плюсы. Мы можем получить менее полезный Twitter, чем тот, который есть сейчас.

— А какие партии поддерживал Илон Маск? Он и демократов спонсировал, и республиканцам помогал.

— Да. Но это объяснимо: нужно быть гибким и поддерживать нормальных людей из обеих партий.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Трамп останется в Truth

Бывший президент США Дональд Трамп, которого в прошлом году забанило руководство Twitter, уже заявил о том, что возвращаться в соцсеть не собирается. При этом он рад, что Twitter будет принадлежать Илону Маску.

— Я надеюсь, Илон купит Twitter, потому что он его улучшит, он хороший человек. Но я останусь в Truth, — написал Трамп, имея в виду собственную соцсеть, открытую в феврале.

КСТАТИ

Реакция политиков

Официальный представитель Белого дома Джен Псаки заявила, что президент США Джо Байден давно обеспокоен влиянием крупных социальных сетей, вне зависимости от того, кто владеет или управляет Twitter.

Сенатор-демократ Элизабет Уоррен отметила, что покупка компании Twitter представляет опасность для демократии. При этом она настаивала на введении налога на богатство и жестких правилах для привлечения к ответственности крупных техкомпаний.

А вот сенатор-республиканец Марша Блэкберн восприняла покупку Twitter как «обнадеживающий день для свободы слова».

СПРАВКА «КП»

Илон Маск — давний пользователь Twitter с 80 млн подписчиками. Он регулярно использует соцсеть, чтобы делиться новостями SpaceX и Neuralink, а любые его заявления моментально разлетаются по интернету.

В середине апреля Илон заявил, что хочет купить Twitter, чтобы превратить соцсеть в место «выражения свободы слова по всему миру», которой, как он считает, не хватает этой социальной сети.

— Свобода слова — это основа функционирующей демократии, а Twitter — это цифровая площадка, где обсуждаются жизненно важные для будущего человечества вопросы, — сказал Маск.

— Под «свободой слова» я просто подразумеваю то, что соответствует закону. Я против цензуры, которая выходит далеко за рамки закона. Если люди хотят меньше свободы слова, они будут просить правительство принять соответствующие законы. Поэтому выход за рамки закона противоречит воле народа.

 

Основатель Twitter Джек Дорси заявил, что Маск — именно тот человек, который может решить проблемы компании, копившиеся годами.

Словарик «КП»

* Либертарианство — совокупность политических философий и движений, поддерживающих свободу как основной принцип. Представители либертарианства стремятся максимизировать политическую свободу и автономию, подчёркивая свободу выбора, добровольное объединение и индивидуальное суждение.

** Parler — американский сервис микроблогов и социальная сеть. Позиционирует себя как альтернативу Twitter. Поговаривают, что в основном Parler пользуются косерваторы и последователи теорий заговора (например, идей идеи QAnon) и ультраправых экстремистов, а также те, кто выступает против политики модерации и сторонники Трампа. Пользователей — около 10 млн человек. (Для сравнения в Twitter — 1,3 млрд)

Источник