Безусловный базовый доход: ковид заставляет вернуться к идее давать деньги «просто так» — Коронавирус

Безусловный базовый доход: ковид заставляет вернуться к идее давать деньги «просто так» - Коронавирус

Фото: Photo by Julia Berezovska/ Press office NBU

Идея безусловного базового дохода (ББД) не нова. В разные годы эксперименты с выплатой денег своим безработным или малоимущим гражданам проводили Финляндия, Канада, Швейцария, США, Южная Корея, а нынешним летом подобная программа стартовала в Германии. 

Почему в последнее время подобные идеи звучат все чаще? В чем плюсы и минусы ББД? По этому пути могут идти только богатые страны или у Украины тоже есть шанс? На эти и другие вопросы «КП в Украине» искала ответы вместе с экспертами.

О плюсах и минусах

Внедрение безусловного базового дохода (ББД) уже несколько лет всерьез рассматривается в разных странах как в теории, так и на практике. Суть идеи заключается в том, чтобы выплачивать членам того или иного сообщества (экспериментальной группы, отдельного региона страны и т.д.) некую сумму без требования выполнить работу. Причем с самой суммой ни эксперты, ни страны не определились: в то время как одни считают, что она должна быть минимальной, другие уверены, что ББД должен быть достаточным, чтобы человеку не грозила бедность.

В последние годы было проведено немало практических экспериментов, но ни один из них не дал ответа на главный вопрос – как именно ББД действует на экономику и общество в масштабах страны. Мнения полярны: одни считают, что базовый доход повышает комфорт жизни и чувство безопасности граждан, другие уверены, что он делает членов общества ленивыми и демотивированными.

Аналитик Алексей Кущ отмечает: безусловный базовый доход могут себе позволить богатые страны, хотя ББД и не является маркером богатой страны.

— Безусловный базовый доход — это порождение нового технологического уклада, — поясняет эксперт. — Роботизация производства и применение новых технологий приводят к так называемому «вымыванию середины» — то есть к вытеснению с предприятий квалифицированных специалистов. В такой модели экономики остаются высокооплачиваемые топ-должности, которые нельзя заменить роботами, а также самые низкооплачиваемые – например, те же уборщики, чтобы, условно говоря, вытирать пыль с роботов.

Фактически, говорит эксперт, безусловный базовый доход – это не столько повышение благосостояния граждан, сколько сокрытие реальной безработицы, как, кстати, и сокращение продолжительности рабочего дня, и четырехдневная рабочая неделя. 

Ударим по безработице!

Действительно, основной причиной постоянного обсуждения базового дохода являются процессы роботизации и внедрения искусственного интеллекта, грозящие массовой безработицей. Немало экспертов всерьез считают, что нависшую над миром проблему может решить именно базовый доход. И, разумеется, идея ББД во все времена активно эксплуатировалась политиками.

«Новое дыхание» всем этим обсуждениям дала пандемия, которая отбросила немало людей по всему миру за порог бедности. Это привело к тому, что ББД начал преподноситься уже не только как один из способов преодоления безработицы, но и как реальный путь преодоления экономических последствий коронавируса. Но экономисты настроены скептически.

— Даже в развитых странах дальше экспериментов дела не пошли, — напоминает основатель компании Performance Managment Сергей Сароян. — Далеко ходить за примерами не надо. Например, в рамках стимулов для борьбы с негативными последствиями пандемии американцы получали по 1400 долларов: женатая пара с двумя детьми могла рассчитывать на 5600 долларов. В качестве итогов программы можно отметить повсеместные жалобы работодателей на то, что теперь сотрудники не хотят возвращаться на рабочие места.

Что касается аргументов сторонников ББД по поводу того, что безусловные выплаты позволят людям раскрыть себя и устроиться на работу мечты, то, по мнению эксперта, они не выдерживают никакой критики.

Безусловный базовый доход — это попросту инструмент, с помощью которого власти хотят набрать политические очки, считает Сароян. Тем более, если мы говорим не о развитых странах, а о государствах, имеющих очевиднейшие проблемы с бюджетом.

Интересно, что безусловный базовый доход имеет мощную поддержку со стороны представителей крупного бизнеса, в число которых входит большой любитель всего нового и современного – Илон Маск. Основатель «Теслы» еще до пандемии не раз говорил о том, что, когда людей с рабочих мест вытеснят роботы, без базовых выплат не обойтись. А пандемия еще больше укрепила его уверенность в правильности этой идеи.

По мнению Алексея Куща, заинтересованность Илона Маска в ББД вполне объяснима – ведь он как раз и является адептом нового технологического уклада. Для Маска, использующего на своих предприятиях новейшие технологии, такой переход очень желателен, но он грозит безработицей и, соответственно, социальным взрывом. И вот чтобы этого социального взрыва не произошло, Маску было бы выгодно обезопаситься базовым доходом.

Почему у нас ничего не выйдет

В том, что безусловный базовый доход вполне можно было бы ввести и в Украине, уверен предприниматель и блогер Павел Себастьянович. На своей странице в соцсети он опубликовал пост, в котором рассказал об экспериментальном опыте других стран, и пришел к выводу: в Украине так тоже можно.

«Вопрос о ББД в Украине, имеющей огромнейшие запасы природных ресурсов, огромный пул государственных предприятий и банков, является актуальным. Ведь все это богатство приносит колоссальный доход. Только вопрос — кому? Каким образом гражданам Украины получить свою часть от использования их собственности?».

Однако экономисты, опрошенные «КП в Украине», не считают ББД в нашей стране хорошей идеей.

Безусловный базовый доход – это не наш путь, говорит Алексей Кущ. Как минимум потому, что в нашей стране нет проблем высокотехнологичных стран, и при таком количестве ручного труда на наших производствах введение базового дохода просто бессмысленно.

Дело в том, поясняет эксперт, что «вымывание середины», о котором говорилось выше, происходит далеко не в каждой стране. В развивающихся странах, к числу которых относится и Украина, производятся товары с низким уровнем добавочной стоимости. Это влечет за собой низкие зарплаты и высокий уровень ручного труда на производстве: работодателю дешевле нанять людей, чем покупать и обсуживать роботов.

— Наш вариант повышения благосостояния – это отказ от налогообложения минимальной зарплаты, а также повышение необлагаемого минимума до уровня минималки, — считает эксперт. – Кроме того, для регионов, граничащих с оккупированными территориями, можно пойти по пути гарантированной государством работы и гарантированного заработка в размере средней зарплаты по стране, чтобы там сохранялась экономика.

​С тем, что ББД – это не про Украину, соглашается и Сергей Сароян. По словам эксперта, для действительно ощутимого позитивного эффекта выплаты не должны быть маленькими, так как это крайне слабо простимулирует потребительскую активность. Но в стране, где постоянно возникает вопрос, где взять деньги на выплату пенсий, способность правительства обеспечить должный объем ББД вызывает серьезный скепсис.

— К тому же будем откровенны: большинство людей просто хотят отсидеть положенное время в офисе и получить за это деньги, — считает Сароян. — Если же можно будет получать достаточно денег и просто сидеть дома, для таких людей это будет идеальным вариантом.

Источник