Фото: holodomormuseum.org.ua
Любовь Григорьевна Ярош из села Ходорков в 70 км от Житомира скоро отметит свой 103-й день рождения – столько ей исполнится 8 августа. Поздравлять бабушку готовится многочисленное семейство – трое детей, правнучки и маленький правнук. А вот четверо внуков передадут привет по телефону – служат.
Плетению маскировочных костюмов в семействе Ярош уделяют все свободное время. Фото: holodomormuseum.org.ua
«Вся семья – патриоты, только чубов нет!»
— Пошли в военкомат добровольно, — отмечает KP.UA дочка Любови Ярош Валентина Владимировна. – У нас они все патриоты — только чубов нет! Не дай бог российское слово какое при них сказать. А мы с мамой и сестрой Галиной вяжем кикиморы.
Почти каждый день в свободную минутку, закончив хлопотать по хозяйству, женщины присаживаются и принимаются за работу для фронта. За неделю успевают сплести две кикиморы. Передают через знакомую-волонтера в Киев, а оттуда маскировочные костюмы уезжают туда, где они нужнее всего.
Над первым костюмом-маскировкой 103-летняя Любовь Григорьевна с уже немолодыми дочерями начала работать год назад. Увидели в фейсбуке объявление от волонтеров, что нужна помощь, – и сели за работу.
— Мы продвинутые бабушки. Хоть нам уже за 70, но дети и внуки нас всему научили – есть и вайбер, и фейсбук, и ютуб, — отмечает Валентина Владимировна. – Любовь Григорьевна интернетом не пользуется, но знает наизусть мобильные всех своих детей.
Любовь Григорьевна воспитала четверых наследников – двух дочерей и двух сыновей. Сейчас осталось трое из них.
Летом импровизированная мастерская перемещается во двор. Фото: holodomormuseum.org.ua
Память лучше, чем у молодых
Все в селе отмечают, что у женщины до сих пор отменная память и ясный ум. Помнит не только телефоны близких – давнее прошлое, свою юность и молодость, на которые выпал Голодомор и Вторая мировая война, может пересказать в деталях.
Каждое утро Любовь Григорьевна садится у радиоприемника – слушает новости. Особенно ее интересуют сводки об успехах наших военных — сколько ликвидировали войск противника, уничтожили танков, самолетов, потопили кораблей… Все эти цифры передает дочерям, хлопочущим по хозяйству.
— Так что бабушка у нас следит за военной статистикой, — улыбаются дочери. – Да что там, она помнит, с кем жила в одной комнате в 1945 году в общежитии в Донецке – может назвать имена и фамилии всех девочек! Вот только вчера всех их нам перечисляла. А о войне у нее одна речь: «Чтоб путин сдох».
О начале войны Любовь Григорьевна услышала по радио. Дети побоялись ей говорить… С тех пор она переживает за украинских бойцов, а прошлым летом решила присоединиться к большому обществу волонтеров.
50 лет Любовь Ярош проработала в колхозе. Около 30 лет назад осталась одна после смерти супруга. А еще через десять лет к ней переехала дочка Валентина – маме нужно помогать. На целое лето в село из Житомира к маме переезжает и вторая дочь — Галина. Младший сын остается в городе, но обязательно приедет на праздник по случаю 103-го дня рождения долгожительницы.
Инициативной троице волонтеров в селе плести кикиморы помогает соседка. Материал для костюмов собирают по всей Украине, помогают и люди из Ходоркова.
За неделю Любовь Григорьевна с дочерьми успевают сплести 2 кикиморы. Фото: holodomormuseum.org.ua
«Не только ходит, но и танцует»
Плетут, распуская на нити старые мешки из-под сахара. Мешки стирают, затем красят – нужна зеленая нитка. Ответственность бабушки Любы – обеспечить нити для плетения. Производством костюмов больше занимаются дочери с соседкой – бабушка уже не так хорошо видит.
— Хотя в свои годы не только ходит, а еще и танцует, — улыбаются дочери. – А как поет – даже мы таких песен не знаем! Выходит часто на улицу, правда, у нас улица пустынная – поболтать особо не с кем. Так и докладывает: «Постояла – никто никуда не шел». Люди из села выезжают…
Кикиморы бабушка с дочками плетут для фронта уже год.
— Зимой я белье шила военным, так как кикиморы меньше были нужны, — продолжает Валентина. – Сейчас снова вяжем – по одной в неделю. Вот сегодня четверг – еще одну заканчиваем. Работа нелегкая – руки все время на весу.
Любовь Григорьевна – единственная жительница такого почтенного возраста не только в селе, но и в районе. Ровесников в округе у нее нет, но с молодежью ей даже интереснее.
Уже больше полугода в дом бабушки тянется вереница корреспондентов изданий со всего мира – не только из Украины. В сельскую хату стучали немецкие журналисты, японские, английские, американские, французские, итальянские…
— И вот сейчас едет украинское телевидение, — отрываясь от работы, говорят женщины. – Зимой чуть ли не каждый день приезжали. Хотя мы не публичные люди. К бабушке еще наведываются представители властей – поздравлять с днем рождения и с Днем матери. Но с днем рождения последний раз поздравляли, когда 100 лет исполнилось.
Любовь Ярош родилась в 1920 году неподалеку – в трех километрах от своего сегодняшнего жилища, в селе Пустельники. Несмотря на почтенный возраст, сидеть без дела не любит — светится оптимизмом и планирует обязательно дождаться победы.
Любовь Григорьевна сама уже не плетет, но за работой дочерей наблюдает пристально. Фото: zt.suspilne.media
Оставьте ответ